"В ожидании варваров" (2019) и новое фэнтези о колониальной эпохе

Sep 30, 2020 22:00



Фильм "В ожидании варваров" (2019) начинается с реальной картинки. Начальник колониального гарнизона в каком-то азиатском городишке помимо своих прямых служебных обязанностей занят археологией. В пустыне ему удалось найти дощечки с неизвестными письменами. У этой истории есть реальный прототип -- "колонизаторы" обнаружили сотни тысяч фрагментов текстов на тохарском и хотаносакском языках в пустыне Таримской впадины -- в месте, где никто не ожидал найти следы древней цивилизации. В остальном и фильм, и книга даже не историческая ложь, а новый тип фэнтези, на тему колониальной эпохи. Есть миры фэнтези на тему средних веков -- миры Толкиена, мир "Войны престолов". Вот появилось дремучее фэнтези на тему колониализма.

В фильме говорят на английском и монгольском языках. Хотя для дощечек на тохарском и хотаносакском языках вместо монгольского это должен быть уйгурский. Только вот незадача. Никакого колониализма над уйгурами никогда не было. Только китайцы их все время захватывали.

Колониалисты не были зверюгами, а вот археологические открытия сделали. И история дощечек на тохарском и хотаносакском языках заслуживает особого внимания.

Тохарские языки (ārsí-kučaññe или арси-кушанские языки, санскр. Tushāra) - группа индоевропейских языков, состоящая из мёртвых «тохарского А» («восточно-тохарский» - ārsí) и «тохарского Б» («западно-тохарский» - kučaññe, кушанский). Язык использовался между I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. на территории севера Таримской впадины и ее юго-востока (оазисы Турфан, Куча, Лоулань и др.). Причем это был уже сакральный язык, поэтому, скорее всего, не разговорный на тот момент. Дошедшие до нас памятники относятся к VI-VIII векам; первые из них обнаружил в начале XX века англо-венгерский путешественник Аурель Стейн.

Тохарские тексты записаны особой формой индийского «косого» письма брахми, специально приспособленной для воспроизведения тохарской фонологической системы. Само письмо брахми -- самое древнее из местных письменностей в Индии, создано в Магадхе в IV в. до н.э.

Сохранилось много текстов на дощечках:



Ближайшими родственниками тохарцев (арси-кушан) были хотаносаки (скифы Хотана), проживавшие на южной окраине пустыни Такла-Макан в Хотанском оазисе на самом юго-западе Таримской впадины. С I века по 1006 у них было свое царство Хотан (кит. трад. 于闐國, упр. 于阗国, пиньинь yútiánguó) - транзитное государство на Великом шёлковом пути. Скорее всего, именно хотаносакский был языком общения их всех.

Таримская впадина на карте ниже, на Севере впадины -- тохарцы, на Юге -- хотаносаки:



У хотаносаков был хотаносакский язык. Он также записан письмом брахми и часто на дощечках. Пример текста уже на хотаносакском языке ниже:



Следует заметить, что тохарцы (арси-кушане) и хотаносаки (скифы Хотана) -- возможно, прямые потомки предков индоариев. Хотаносакское слово urmaysde, aurmaysde - обозначение не верховного божества Ахурамазды, а обычного солнца. У них никогда не было зороастризма. Зороастризм возник в другом регионе (Бактрия, современный Афганистан) и до них просто не дошел. Поэтому у них более аутентичные верования древних иранцев.

Другим официальным языком тохарцев и хотаносаков был гандхари -- сакральный пракрит Севера Индии. В их текстах на гандхари хватает заимствований из тохарского языка, что также говорит о том, что тохарский имел статус другого священного. Местные тексты на гандхари также чаще всего на дощечках. Но гандхари записывали исключительно шрифтом кхароштхи -- создан в IV веке до н.э. на Севере Индии на базе арамейского письма. Примеры местных текстов:





На гандхари много судебных дел и административных актов. Большинство текстов на хотаносакском и гандхари -- IV-VI века.

Очень загадочный регион. Прародина индоариев?
Previous post
Up