опять 25 )) откуда инфа? Дивус - перед именем обозначало просто "божественный". И не все из императоров, обладавшие титулом "божественный", были обоготворены. Более того, и в христианскую эпоху эпитет "дивус" употреблялся как синоним "святой" с именами христинских подвижников и ни разу не подразумевал, что они стали богами. Ну, я не знаю... вроде, все объяснил... :(
опять нет. полный титул к моменту смерти: «Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества»
Монета, которую Вы привели, была отчеканена при жизни Траяна и уже содержала титул Дивус. Дивус - едва ли не у всех императоров. Это связано не с чем-то личным, а с видением роли и пониманием самой должности императора в римском обществе, невзирая на лица.
ладно, зайдем с другой стороны. 1. даже по вашей ссылке говорится, о том, что Траян был "обожествлен" сенатом. «Божественные почести», присуждаемые по декрету Сената («celestas honores»), были высочайшей наградой, и не означали, что кто-то стал «богом» в монотеистическом смысле слова. Это был уникальный социальный статус http://www.christian-reading.info/data/2012/02/2012-02-03.pdf 2. Да будь он хоть негром преклонных годов, этот Траян. Мы удались в сторону, и вместо спора по существу начали спорить о примерах. Еще раз напомню, что Константин отменил декреты сената. 3. титулом "дивус" продолжили именовать христианских императоров и дальше, хотя они не были ни богами, гностиками, ни мормонами, ни еще какими сатанистами. Пример соответсвующего словоупотребления http://prntscr.com/hz17yz "Божественный" и сегодня входит в титул константинопольского патриарха, власть которого в свое время была зеркально распараллелена с императорской на общих "божественных" предпосылках. 4. Вам будет интересно узнать, что язычники, если считали это нужным, в русле своей традиции продолжали обожествлять императоров - даже христианских (например Валента и Феодосия I), но ни христиане, ни сами императоры прямого отношения к этому не имели.
1. В эллинизме был уже свой монотеизм. Например, "Федр" Платона. И боги вроде Траяна и Константина -- это воплощения Б-га, Его сыновья. Как Рама и Кришна, аватары.
2. Дивус Траянус -- пример, что дивус перед именем императора как факт его "канонизации". Вот Дивус Неронус отсуствует.
3. Сложно сказать, почему Феодосий был согласен с таким языческим титулом.
4. Да. Ряд императоров считались богами и в христианский период. В этом прикол.
Нет, по преимуществу речь идет совсем не о воплощении, а о их роли и власти. Воплощение - нечто, имеющее отношение к онтологии. Все прекрасно понимали смертную природу таких "богов", все прекрасно знали об их детстве, кто их мать и пр. В вышеупомянутой статье расписано это более обстоятельно. Чаще речь шла об обожествлении гения того или иного императора.
Феодосий не был согласен с таким титулом. Более того он был гонителем язычников (пусть и не самым страшным). И - если в тему - Феодосий отказался восстановить алтарь Ники в Сенате, когда его просили сделать это языческие сенаторы.
О гностицизме в православии. В Египте, а начиная с Александра Македонского и в эллинистическом мире был феномен апотеосис -- превращение человека в Б-га. В Б-га чаще всего превращались императоры. Таким стал император Траян. Он был объявлен Б-гом под титулом Divus Trajanus Pater. В центре Рима в его честь воздвигли храм, где ему поклонялись. Также Б-гом стал Константин Великий -- Divus Constantinus.
В восточном христианстве апотеосис заменили на теосис, но с тем же смыслом: превращение человека в Б-га. Иисус показал путь, как это сделать. Для этого и использовали аскезу из Гандхары -- как стать Шивой. В гностицизме теосис был стержнем учения. В православии это ушло в маргиналию. И сейчас теосис понимается как феномен на границе с ересью (исихасты) или даже считается самой ересью (имяславие).
Так вот Divus Constantinus -- это либо традиционное обожествление себя как Геракла или Траяна, либо гностическое апотеосис. В любом случае Divus Constantinus вне христианства
\\\В восточном христианстве апотеосис заменили на теосис, но с тем же смыслом: превращение человека в Б-га.\\\ Немного по-легче. Это вообще из другой оперы. Феозис, обожение - это процесс уподобления Богу, в результате которого человек становится сыном Божьим по благодати, а не по природе. Природа человека остается человеческой. Просто человечество - человечеству рознь. Обожение - это процесс, инициированный еще в Ветхом Завете, например, словами "Итак, будьте святы, потому что Я свят" (Лев. 11:45). Феозис - стержневое, а не моргинальное, понятие православной антропологии. Ни о каких антрополятриях, аскезах из Гандхары и Шивах речи здесь не идет. Кстати, Вы сами, часом, не гностик? )) Божественный Константин перестал быть "богом", отменив соответсвующее решение сената после принятия Христа, но по-прежнему оставался "божественным" по должности - как и его христианские преемники. И еще лет 50 после Константина за императорами числилась должность великого понтифика - инертно и рудиментарно.
Феосиз -- стержень не только православия, но и гностицизма. Трактовка только иная. В этом вме дело. Ясно, что дивус -- из темы феосиза. Но считать, что в 4 в., когда православие еще не было мэйнстримом, что феосиз был православным наивно.
Статус Дивус не мог быть рудиментарным по крайней мере при Константине (общество не было православным). Это все же твоя интерпретация.
divus Traianus pater
Reply
откуда инфа?
Дивус - перед именем обозначало просто "божественный". И не все из императоров, обладавшие титулом "божественный", были обоготворены. Более того, и в христианскую эпоху эпитет "дивус" употреблялся как синоним "святой" с именами христинских подвижников и ни разу не подразумевал, что они стали богами. Ну, я не знаю... вроде, все объяснил... :(
Reply
Ряд императоров стали считаться б-гами (как фараоны). И Константин в их рядах. У таких императоров эпитет -- дивус.
Reply
полный титул к моменту смерти: «Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества»
Монета, которую Вы привели, была отчеканена при жизни Траяна и уже содержала титул Дивус. Дивус - едва ли не у всех императоров. Это связано не с чем-то личным, а с видением роли и пониманием самой должности императора в римском обществе, невзирая на лица.
Reply
https://books.google.by/books?id=O9HMQGnvLr0C&pg=PA54&lpg=PA54&dq=divus+trajanus+trajan+god&source=bl&ots=xhjGlYNz5H&sig=eNIEa6pNXRR_dlYdihcn_BVNdUM&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjuoIDM2s_YAhUFK1AKHYtaBfoQ6AEIQjAH#v=onepage&q=divus%20trajanus%20trajan%20god&f=false
Reply
https://en.wikipedia.org/wiki/Temple_of_Trajan
Reply
1. даже по вашей ссылке говорится, о том, что Траян был "обожествлен" сенатом. «Божественные почести», присуждаемые по декрету Сената («celestas
honores»), были высочайшей наградой, и не означали, что кто-то стал «богом» в
монотеистическом смысле слова. Это был уникальный социальный статус http://www.christian-reading.info/data/2012/02/2012-02-03.pdf
2. Да будь он хоть негром преклонных годов, этот Траян. Мы удались в сторону, и вместо спора по существу начали спорить о примерах. Еще раз напомню, что Константин отменил декреты сената.
3. титулом "дивус" продолжили именовать христианских императоров и дальше, хотя они не были ни богами, гностиками, ни мормонами, ни еще какими сатанистами. Пример соответсвующего словоупотребления http://prntscr.com/hz17yz "Божественный" и сегодня входит в титул константинопольского патриарха, власть которого в свое время была зеркально распараллелена с императорской на общих "божественных" предпосылках.
4. Вам будет интересно узнать, что язычники, если считали это нужным, в русле своей традиции продолжали обожествлять императоров - даже христианских (например Валента и Феодосия I), но ни христиане, ни сами императоры прямого отношения к этому не имели.
Reply
2. Дивус Траянус -- пример, что дивус перед именем императора как факт его "канонизации". Вот Дивус Неронус отсуствует.
3. Сложно сказать, почему Феодосий был согласен с таким языческим титулом.
4. Да. Ряд императоров считались богами и в христианский период. В этом прикол.
Reply
"Дивус Неро" присутсвует, вроде, например здесь https://images6.cgb.fr/images/provinciale/bpv_371746.jpg
надпись на аверсе “Nero Claudius Divi Claudii Filius Cæsar Augustus Germanicus”,
или здесь https://books.google.by/books?id=jPgJCAAAQBAJ&pg=PA51&lpg=PA51&dq=nero+divi&source=bl&ots=o_92W7cLih&sig=2x6QDgKkipLgOjyt9rrLo9tZA4I&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjCkf-ittDYAhVjQZoKHXoyC-EQ6AEIPTAE#v=onepage&q=nero%20divi&f=false
Нерон очень озабочен был собственным культом, кстати
Феодосий не был согласен с таким титулом. Более того он был гонителем язычников (пусть и не самым страшным). И - если в тему - Феодосий отказался восстановить алтарь Ники в Сенате, когда его просили сделать это языческие сенаторы.
Императоры не считались богами христианами.
Reply
В восточном христианстве апотеосис заменили на теосис, но с тем же смыслом: превращение человека в Б-га. Иисус показал путь, как это сделать. Для этого и использовали аскезу из Гандхары -- как стать Шивой. В гностицизме теосис был стержнем учения. В православии это ушло в маргиналию. И сейчас теосис понимается как феномен на границе с ересью (исихасты) или даже считается самой ересью (имяславие).
Так вот Divus Constantinus -- это либо традиционное обожествление себя как Геракла или Траяна, либо гностическое апотеосис. В любом случае Divus Constantinus вне христианства
Reply
Божественный Константин перестал быть "богом", отменив соответсвующее решение сената после принятия Христа, но по-прежнему оставался "божественным" по должности - как и его христианские преемники. И еще лет 50 после Константина за императорами числилась должность великого понтифика - инертно и рудиментарно.
Reply
Статус Дивус не мог быть рудиментарным по крайней мере при Константине (общество не было православным). Это все же твоя интерпретация.
Reply
Leave a comment