Неприкасаемые на поле Курукшетра

Sep 12, 2016 21:51



Индийское право основывается на кастах. И есть значительная прослойка населения (около 15%), которая вне кастовой системы и, значит, вне права. Это неприкасаемые. Определяются они иногда по профессии (мусорщики, дворники, кожевники), но иногда и без всяких видимых оснований - вот эти в этой вот деревне неприкасаемые и точка (почему конкретно никто не знает и это никого уже не интересует).

Неприкасаемые - нечистые люди во всех отношениях, и все контакты с ними должны быть минимизированы. К ним запрещено прикасаться, они не должны видеть, как Вы едите, они не могут входить в Ваш дом, а Вы -- в их. Неприкасаемые не могут посещать храмы и святые места в принципе. Они не могут пользоваться мебелью. При посещении территории высоких каст должны обязательно снимать обувь и ни до чего не дотрагиваться. Одним словом, это не люди, а комки грязи, излучающие дурную энергию, поэтому никаких контактов с этими уродцами.

Такая кастовость - важная часть индуизма. Индуизм пафосен и церемониален. Люди, у которых есть право на чтение мантр - избранные. Избранные от рождения. Они - высшей касты. Но и слушать мантры избранных - удел тоже избранных. Все неиндусы, по идее, являются для индусов неприкасаемыми, т.е. животными. Но этап колониализма привил к индусам уважительное отношение к европейцам. Вот и мирятся с европейцами у себя.
Кастовость со своими неприкасаемыми сохраняется не только в индуизме, но и в индийском исламе (также на территории Пакистана) и в индийском христианстве. Поэтому у неприкасаемых отдельные мечети и отдельные церкви. Даже у сикхов тоже есть свои неприкасаемые.

Неприкасаемые - это люди вне системы индийского права. К ним применяются решения большинства их ближайшего окружения. Вот и весь закон. А решения могут быть разными - убийство неприкасаемых, уничтожение их жилья, коллективное изнасилование их женщин. Совет старейшин, например, заподозрил, что неприкасаемый пил из колодца для высших каст. Посредством голосования контекстуально решается, что с ним и его женой сделать. И решение будет любым - избить его, убить его, изнасиловать всей деревней его жену, сжечь их дом. Потому что единых правил в отношении неприкасаемых нет. Это будет произвол высших каст. В Индии самые частые случаи коллективного изнасилования женщин в мире - как правило, это неприкасаемые или туристки.

Сложно сказать, когда неприкасаемые появились. Их нет даже в «Законах Ману» (3 в н.э.). Скорее всего, они появились при Гуптах (5 в н.э.) - когда индуизм вытеснил буддизм махаяны с Севера Индии. Именно на Севере Индии более всего неприкасаемых. Можно предположить, что это - потомки людей, покоренные Гуптами и неиндийского вероисповедания (буддисты, зороастрийцы и т.д.).

В индуизме считается, что божественность проявляется в высших кастах - в их поступках и историях. Этих людей мало - они ведь потомки узкого числа избранных. Так что все, что с ними случается не случайно. Они все - аватары богов.

Например, между пандавами и кауравами намечается грандиозная битва. Это высшие касты: вельможи, принцы и цари. И вот они встречаются лицом к лицу на поле Курукшетра. Сейчас прольются реки крови, но торжественность момента не в этом, а в том, что в одном месте собрались сотни, тысячи людей высших каст. Вся территория поля Курукшетры сияет от одного лишь скопления всех этих людей. На этом поле нет месте неприкасаемым в принципе. Только благородным. Именно поэтому, от такого накала высокой энергетики Кришна читает перед всеми «Бхагавад-гиту». Она читается или даже льется сама.



Или другой пример. Эллин, принявший буддизм под именем Авалокитешвара, восседает рядом с Буддой в окружении иных эллинов, принявших буддизм. Эллины в Индии были приравнены к высшим кастам (понятное дело, до Гуптов). И от самого факта скопления этих благородных мужей в одном месте сама собой начинает литься «Сутра Сердца Праджняпарамиты». В этой сутре говорится о бодхисаттвах - тех, кто вышел за пределы мира форм и сделал свое осознание реальности бесформенным - т.е. тех, кто со всей реальностью превратился в плоскость и распластался по плоскости. Это высшая форма благородства, которая открылась эллинам, принявшим буддизм.



Так что неприкасаемые - неотъемлемая часть идеологии и философии индуизма.

Для буддистов махаяны (индийских эллинов) неприкасаемые были не нужны, ведь все люди для них становились неприкасаемыми - коль скоро бодхисатвы ушли в плоскость, распластались в бесформенности и осознали праджняпарамиту.

Previous post Next post
Up