Я отнюдь не являюсь частым писателем постов в минск_бай, и, если спустя всего пару дней после дискуссии о байкерах, вновь берусь за перо, то это лишь потому, что прочитанная мною на тутбае новость
Китайцы приедут в Минск дружною толпой. Пока не все… не могла меня, как минчанина, оставить равнодушным.
Как же относиться нам к этой новости? Сразу отмечу, что никоим образом не питаю предубеждений, связанных с расовой, национальной или - тем паче - религиозной принадлежностью, и надеюсь, что и среди вас, дорогие сообщники, также не найдется ксенофобов, выкрикивающих: «Узкоглазым не место в Синеокой!» и прочего в таком роде (а если и найдутся, то их незамедлительно забанят).
Итак, китайцы - это благо или проклятие для нашей страны и нашего любимого города в частности? С одной стороны, население Беларуси неуклонно сокращается, - притом, что плотность населения и так была, по европейским меркам, скандально низкой. Малопьющие трудолюбивые китайцы, нашедшие в наших краях свою новую Америку, страну своей мечты, могли бы не только «поднять» наше сельское хозяйство, но и - как знать? - составить счастье множества белорусских девушек, которые сейчас не могут завести семью и детей, так как окружают их лишь спившиеся маргиналы.
С другой стороны, я боюсь, что хрупкая белорусская идентичность не выдержит пассионарного натиска Поднебесной; что всё, что мы любим и чем гордимся, исчезнет или изменится до неузнаваемости. Только представьте себе: громкие выкрики на кантонском диалекте в рядах Комаровского рынка, мандаринский шепот в коридорах минских ВУЗов; сто двадцать сортов соевого соуса на полках в «Короне» (и всего два вида хрена); пришедшие на смену ларькам «Хутка-смачна» лапшевни (и исчезнувшие из наших дворов бродячие собаки и кошки); сверкающие неоном иероглифы на Привокзальной и Круглой площадях; тысячи велосипедистов, плотным строем катящих по нашим проспектам утром и вечером… Да, наши чиновники (некоторые из которых облачатся в вошедшие в моду френчи) будут с радостью рапортовать о двузначном приросте ВВП; да, наш город станет более «живым» - но действительно ли мы, минчане, хотим этого? Что следует сделать нам, чтобы в бурном потоке глобализации не потерять себя? Как позволить прийти к нам тому Китаю, что много трудится, чтит родителей и читает Конфуция, - и при этом поставить заслон на пути Китая, который шьет фальшивую «долчегаббану» и ест собак? Как сохранить нам наши традиции и обычаи, как защитить драники перед натиском всесокрушающих «вон-тон»?
Может быть, нам следовало бы озаботиться более вдумчивым подходом к тому, КАКИЕ китайцы к нам приедут? В конце концов, если в какой-нибудь Канаде не хватает, скажем, медсестер, то индийская или нигерийская медсестра имеет бОльшие шансы получить там вид на жительство, чем безработный из той же страны. А католик из Конго скорее интегрируется в каком-нибудь итальянском городе, нежели его соотечественник-мусульманин.
Может быть, и Беларуси следовало бы ПРИГЛАШАТЬ китайских крестьян (которых на Родине все равно не ждет ничего хорошего), при условии, что тут они станут изучать белорусский язык (со сдачей экзамена через три или пять лет) и белорусскую культуру? Может быть именно в этом сплаве Востока и Запада и лежит уникальный путь Беларуси, маленькой страны на перекрестке миров?