Алло! Минск на проводе.

Apr 09, 2019 20:09



Хочется немного отложить мою эпопею про забытые улицы города и поговорить, а точнее вспомнить о такой важной вещи как... телефон. А точнее окунуться в воспоминания и историю телефонных номеров родного города.

Вообще первые телефонные номера лет 80 назад имели всего четыре цифры. Конечно это зависело от города его размера и статуса, но в Минске было именно так. Но мне хотелось бы окунуться в послевоеннвое время в 1950-1980-е годы, потому что в нашей семье телефон появился именно в 1950-х, где-то в конце десятилетия. Причем, у одних из первых во всем доме. Да! Получить заветный черный аппарат завода VEF и номер абонента было весьма не просто.

В 1950-х годах телефонные номера в Минске имели пять цифр Х-ХХ-ХХ. Первым шёл так называемый код района, было их не так уж и много 2, 3, 4, 9 (пригород). Например 2 это был центр города: начало проспекта Сталина, улицы Энгельса, Ленина, начало улицы Горького и так далее.  Имелись и так называемые добавочные номера, то есть связавшись с определенным абонентом, надо было ещё набрать, например 04 и вы связывались с каким-нибудь отделом.

В 1969-70 году телефонные номера стали шестизначными. Этому способствовал рост числа абонентов, больше, конечно служебных, поскольку и тогда домашний телефон всё ещё оставался редкостью. Изменение коснулось кода района, он стал двухзначным ХХ-ХХ-ХХ. Более того, хотя тогда ещё определителей номера не было, но по коду района можно было определить примерно и сам район абонента:

Так 21 - это был район улицы Маяковского, начала Партизанского проспекта. Изначально и Серебрянки с Чижовкой, когда они ещё только застраивались.
22- центр города, улицы Свердлова, начало Ленинского проспекта, К. Маркса, Энгельса, Интернациональная, Володарского и т.д.
23 - Западная часть города - Харьковская, К. Цеткин, Опанского, Революционная.
25 - Октябрьский и часть Московского района: весь Залинейный район, район Аэропорта, Казинца (первоначально), Железнодорожная, Щорса, Уманская.
Постепенно в начале 1970-х стали появлятся и другие коды: 27 (Курасовщина и первоначально первые объекты Юго-Запада), 32 (Советский район), 36 (улицы Захарова, Антоновская, Пулихова, Чапаева), 41 (Чижовка), 44 (Тракторный завод), 45-46 (Автозавод), 24 (позже 54), 26 (позже 56) (Фрунзенский район), 66 (Первомайский район). Хотя были исключения, особенно, если абонент находился на границе районов или где-то по-близости. Телефонный номер мог, скажем начинаться на 21 в районе улицы Могилёвской, по-близости с границей Ленинского района.

Особняком стояло Минское отделение Белорусской железной дороги. У них в 1960-х были уже шестизначные номера с кодом 96, 97, а в 1970-1980-х и семизначные  296, 297.

У ЦК КПБ и прочих органов Советской власти тоже были свои телефонные номера. Здесь цифры кода района начинались на 29, но захватывалась ещё и третья цифра в номере. Например у ЦК КПБ это выглядело так: 29-3Х-ХХ. Понятно, что телефонные номера ЦК, МВД, КГБ и у БВО имели особое значение и тщательно контролировались.

Примерно в 1979 году появился код 20, на него перевели некоторую часть абонентов с кодом 22 и добавили новых абонентов. Это район улиц Московской, Советской, Мясникова, Ногина, Клары Цеткин, Немиги.

К середине 1980-х появились когды на 7-ку. Абоненты Курасовщины вместо кода 27, 28, получили новые коды 77, 78. У Юго-Запада, первой Малиновки появились коды 71, 72. Новый жилой район Сокол 79.

Ну и наконец, в 1995-96 годах Минск получил шестизначные номера телефонов ХХХ-ХХ-ХХ. Уже позднее с вводом новых АТС, в том числе и цифровых, стали появлятья коды (например коммерческих номеров) когда определить район местонахождения абонента стало практически безнадёжным делом.

Несколько слов и о самом уровне городской телефонной связи. На некоторых АТС гудки были "глухими", без всякого фона, а вот на других, например сигнал "занято", отдавался эхом. Так было у телефонов на 77, а позднее 277. Иногда, можно было во время своего разговора услышать разговоры других абонентов. Иногда в телефонной трубке было слышно, (довольно тихо, но разборчиво)... радио 1-я Белорусская программа.

Отдельно стоит сказать о так называемых пригородных телефонных номерах. Набирать их можно было набрать без кода через 8-ку (межгород), их номера чаще всего начинались на 9-ку. По собственным воспоминаниям дозвон туда напоминал дозвон на другой конец планеты. После набора номера довольно долго (по сегоднящим меркам) устанавливалось соединение и после каких-то тресков и щелчков, в трубке раздовался жутко писклявый или наборот очень вялый искажающийся помехами сигнал вызова. Наверное так о себе давали знать воздушные телефонные линии (то есть на мачтах). Не самым лучшим был и уровень слышимости таких абонентов (надо было довольно громко говорить и слушать абонента в абсолютной тишине), довольно частыми были помехи и обрывы.

Буду рад любым воспоминаниям, связанным с телефонной связью Минска, прошлого! Добавляйте комментарии!

воспоминания, связь

Previous post Next post
Up