Как говорил закадровый голос актёра Юрия Яковлева в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля":
"- Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать".
В СССР автомобиль купить было не просто. В 1920-1930-х годах автомобили, практически, не продавались населению. Они могли быть проданы (а на это требовалось особое разрешение) или подарены государством, только очень видным деятелям науки, культуры, спорта, военным. Но уже в 1950-х годах автомобили стали поступать в продажу и остальному населению. Выбор был невелик: или "Москвич" или почти недосягаемая "Победа". В единичных случаях "ЗиМ", но это было практически из области фантастики и по деньгам и по наличию товара как такового. Значительно проще дело обстояло с мотоциклами, а с конца 1950-х и мотороллерами. Тем не менее, личное транспортное средство стало мечтой большей части мужского населения.
А как же обстояли дела с покупкой автомобиля или мотоцикла в Минске?
Ныне проспект Независимости, 40, а в 1950-х проспект Сталина, 40.
В 1950-х годах, когда в СССР начали поступить в продажу автомобили в Минске имелся магазин, который так и назывался: "Автомобили, мотоциклы, велосипеды", он же магазин №69 и располагался он по адресу проспект Сталина, 40. Да-да. Тот самый жилой дом на площади Победы (а тогда ещё Круглой площади), где сейчас находится кафе "Березка". Можно окунуться, ну скажем в 1956 год и представить себе, что же там могло продаваться?
Москвич-401
Москвич-402
ГАЗ М20В "Победа"
Велосипеды: тут выбор был приличным: "Прогресс", "Орлёнок", "Школьник" и конечно же "Минск" велоспед столичного мотоциклетно-велосипедного завода, как он тогда назывался.
Мотоциклы: сразу же первым делом М1А того же Минского завода, Иж-49, новинка того года Иж-56, ну и техника потяжелее М-72 Ирбитского мотозавода.
Автомобили: в 1956 году это Москвич-401-420 и ГАЗ М20В "Победа". Возможно, к концу года появится и новинка Москвич-402.
Улица Денисовская, 41
Спустя лет 10, адрес мотоавтомобильного магазина изменился. Более того продажу велосипедов, мотоциклов и автомобилей разделили. Так на улице Денисовской, 41 появился отдельный специализированный магазин "Мотоциклы-запчасти". Теперь уже здесь продавали велосипеды "Аист", "Украина", "Спутник", "Урал", мопеды "Рига", мотороллеры "Вятка", "Тула", мотоциклы "Минск", "Иж-Планета", "Днепр", дефицитную "Яву".
2-й переулок Долгобродский (он же переулок Козлова, 4)
А магазин "Автомобили" перекочевал на 2-й Долгобродский переулок 24, он же после 1967 года переулок Козлова. Кстати, сам автомагазин стал относиться к... Минмебельхозторгу". Ну и ассортимент несколько подрос. Теперь здесь стояли автомобили ЗАЗ-965А "Запорожец", новинка ЗАЗ-966 "Запорожец", Москвич-408, позже 412 и конечно же, вместо "Победы", уже "Волга" ГАЗ-21, автомобиль взяточника Стельника и любимая, (потому что самая дорогая), марка Юры Деточкина :)
ЗАЗ-965А "Запорожец"
Москвич-408
ГАЗ-21 "Волга"
Но, переместимся ещё на одно десятилетие вперед и окажемся уже в конце 1970-х. Магазин мотоциклов по-прежнему на своём месте, а вот магазинов автомобилей стало два и прежний, на переулке Козлова, переехал в другую часть города. Вообще 1970-е годы значимое событие для советского автопрома. Пущены сразу три новых автозавода: ВАЗ (1970), КамАЗ и новый завод РАФ в Елгаве (в 1976). Ну, если микроавтобусы РАФ и грузовики КамАЗ были просто недоступны населению, они ему не продавались, то автомобили марки "Жигули" хлынули мощным потоком и стали мечтой для советских граждан. А вместе с ними по всему СССР были открыты специализированные автоцентры, где были и магазин и СТО. Кстати, строительство таких центров было одним из обязательств в советско-итальянском договоре от 1966 года. Ведь не будем забывать, что первыми "Жигулями" были адаптированные, под советские условия, автомобили марки FIAT, из солнечной Италии.
Автоцентр ВАЗ. Серова, 1
И вот в 1973 году в Минске открылся такой центр АвтоВАЗ, тогда ещё на самой южной окраине города возле Слуцкого шоссе (будущая улица Лейтенанта Кижеватова), на улице Серова, 1. По советским меркам это действительно было нечто! Здесь не только можно было купить автомобиль, (ну, по крайней мерез встатить на запись, в очередь, естественно), но и ремонтировать его, привозить на профилактику. Хотя, конечно, о том, как дело обстояло с запчастями и прочими расходниками, не будем углубляться в этот вопрос. Об этом написаны сотни статей, десятки фельетонов и карикатур ещё тогда, в советское время.
ВАЗ-2101 "Жигули"
ВАЗ-2102 "Жигули"
ВАЗ-2103 "Жигули"
Автоцентр на улице Куприянова, 4 и 4А
Про целый центр АвтоВАЗ, (местные жители до сих пор так называют этот район, хотя там уже давно не только автосалон Lada), рассказали. А что же с остальными марками советских легковых автомобилей? Для них в середине 1970-х на улице Куприянова, 4 построили, (видимо ориентируясь на опыте АвтоВАЗ), тоже довольно современный автомобильно-технический центр. Здесь был и магазин по продаже автомобилей сразу трех марок "Запорожец", "Москвич" и "Волга" и СТО обслуживающая эти автомобили. Называя марку "Москвич", надо не упустить того, что выпускали под ней в 1970-х автомобили сразу двух автозаводов: Московского АЗЛК и Ижевского ИжМаш.
Появился и специализированный магазин "Автозапчасти", который находился на Червенском рынке и там же находился комиссионный магазин "Автомобили". То есть там продавали комиссионные (поддержанные) автомобили. Конечно, выбор автомобилей на комиссии был по-больше, чем в фирменных магазинах, ведь продавали там автомобили не только ещё выпускавшиеся, но по-большей части снятые с производства к 1970-ым годам: наверняка 21-е "Волги", "Москвичи" от 400 до 408/412, "Победы", горбатые "Запорожцы", возможно даже один-два ЗиМа, а то и вовсе пару трофейных иномарок 1930-40-х годов, в Беларуси их тоже хватало. Но, всё это хоть и продавалось свободно, без записей и очередей длившихся годами, но продавалось по баснословным ценам. За ту же "Волгу" нужно было переплачивать практически вдвое больше!
И как же тут не вспомнить сцену продажи "Волги" на Рижском взморье из всё того же фильма "Берегись автомобили": "
- Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо.
- А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документов.
Ну а что же дальше с автомагазинами в Минске времён БССР? Ко второй половине 1980-х "Москвич" решил отделиться от Запорожско-Горьковской компании и переехал уже в свой отдельный и новый фирменный автоцентр "Москвич" на улицу Кольцова 48/1.
Кольцова, 48/1
Там был и автомагазин и СТО, причем, вплоть до безвременной кончины самого автозавода "Москвич", то есть до начала 2000-х годов. В остальном же минские автомагазины встретили 1990-е годы без существенных изменений. Но тогда уже хлынул поток поддержанных иномарок из Европы, стали появляться первые автосалоны с известными западными марками (например "Пуше", торгующий Шкодами). Автомобиль стал куда более доступен, по крайней мере, товарно. Государственные автомагазины прекратили своё существование. Но... как говорится в одной из известных телепередач: "Это уже совсем другая история".