Корпуса БГУИР на улице Бровки - “хрущёвский минимализм”

Sep 21, 2018 14:04

(фото советских времён):



Это здание имеет унылый “казарменный” вид не просто так; то была целая стратегия в архитектуре.
При Хрущёве (а БГУИР, тогда МРТИ, был открыт в 1964) провелась целая кампания “по борьбе с архитектурными излишествами.” Знаменитые “хрущёвки” - это оттуда; но офисных и учебных зданий она тоже коснулась. Хрущёв считал, что лучше построить два “казарменного вида железобетонных кирпича”, чем за те же деньги - красивое, но всего одно здание.

Кому интересно, вот подробности:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.

В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность»[2].

« Внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. … Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. »
« Здания потеряли свою эстетичность и индивидуальность. Взамен этому резко увеличилась экономичность и строгая функциональность, что позволило обеспечить всех жильем. »
На следующий год, 4 ноября 1955 года, официально было принято упомянутое постановление. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия»). Результаты его реализации стали ощущаться через несколько лет[2].

Стали появляться и так называемые срочно доработанные архитектурные проекты. Здания уже строились, однако с них в приказном порядке убиралось максимальное количество архитектурного декора, если это было технически возможно. Были и более серьезные случаи, когда из-за таких пересмотров строительство зданий останавливалось и возобновлялось по пересмотренным проектам через годы. Например, в Минске Дворец культуры тракторного завода и Дворец культуры камвольного комбината строились в 1954-1956 годах до принятия постановления, а затем строительство было заморожено до 1960 года, на окончательное возведение потребовалось еще пять лет; начатый в 1952 году главный корпус Челябинского политехнического института был завершен в 1956 году в усеченном виде без верхних этажей и малофункциональной башни со шпилем, надстроенных лишь в 2003 году.

фото, история, архитектура

Previous post Next post
Up