И хорошо, и плохо: 10 скульптур, которые не появились в Минске

Feb 20, 2017 12:38

В Минске продолжают появляться скульптуры - на днях установили полицейского царских времен, открытие которого приурочат ко дню образования белорусской милиции. А какие изваяния планировали поставить в столице? Покопался в записях и сдул пыль с архивов.



ХОРОШО, ЧТО НЕ ПОСТАВИЛИ

Пожалуй, самое старое задокументированное и не выполненное обещание минчанам памятника касается человека, который белорусов и за народ не считал. Это обещание - закладной камень на площади Мясникова.

В книге «Минск. Исторический портрет города. 1953-1959» Виталий Кириченко пишет, что в день празднования 40-й годовщины Октябрьской революции на площади состоялся митинг, где заложили каменный знак-обелиск. Этот обелиск до сих пор стоит на своем месте, только в ходе одной из реконструкций площади его развернули в сторону здания Министерства финансов.

И если пешеход нарушит ПДД и переберется на зеленый островок на площади, то прочитает: «Здесь будет установлен памятник видному деятелю Коммунистической партии Советского государства А.Ф. Мясникову». Обещание держится на граните уже 60 лет, и памятник, конечно, устанавливать не собираются.



БОЛЬШЕ ЖБАНОВА!

В марте 2003 года состоялся конкурс «Минск ищет девушку», одним из организаторов которого выступил скульптор Владимир Жбанов.

Он, еще один скульптор Александр Тухто и архитектор Юрий Градов придумали поставить на вокзале памятник девушке, встречающей и провожающей поезда. Это должен был быть барельеф с изображением довоенного вокзала и изваяние девушки в костюме предвоенной поры с цветами.

Премию «Мисс Ожидание» выиграла студентка-пятикурсница факультета французского языка иняза Ирина Дубовик - она и позировала для скульптуры. До того как прийти к образу девушки, Жбанов подумывал усадить на чемодан транзитного пассажира-стилягу. А третьей фигурой триптиха должен был стать усатый и в меру упитанный железнодорожник.

В итоге «Станционный смотритель» прописался в Могилеве, а пассажир на чемодане (правда, авторства Вячеслава Долгова) сидит в Гомеле. Минский вокзал, в отличие от других своих белорусских собратьев, до сих пор не обзавелся скульптурой, с которой фотографируются приезжие.

Летом 2005 года умер контролер минского метро Юрий Тарас. Многие минчане его видели, но не знали имени и по привычке называли его «усатый». Дотошный и неподкупный, Юрий знал все виды проездных и освободительных справок, ветеранские удостоверения и подписи деканов факультетов.

Вскоре с подачи «Комсомольской правды» появилось предложение установить памятник контролеру. Владимир Жбанов вылепил из пластилина эскиз - Юрий Тарас держит за уши зайца с портфелем. Автор считал, что скульптуру высотой 120 см надо установить у входа на станцию метро «Купалаўская».



А 1 апреля 2016 та же «Комсомолка» попыталась разыграть читателей, сообщив, что в Минске поставят памятник контролеру и зайцу: якобы скульптура должна повысить доверие к профессии ревизора перед очередным подорожанием талончиков.

У Владимира Жбанова было много идей по установке скульптур в разных местах Минска - иной раз даже доходило до договоренностей, но многие изваяния так и остались в эскизах и пластилиновых моделях.

На посмертной выставке работ автора весной 2014-го были выставлены эскизы на «Монмартре» - сквере художников возле ратуши: там Жбанов хотел поставить своего «Художника». У здания национальной школы красоты на улице Мельникайте - «Королеву красоты», у гостиницы «Минск» - «Швейцара», у «Чижовка-Арены» - «Поединок» двух хоккеистов, у минской детской филармонии - «Дирижера», в сквере у Тракторного завода - «Смеющихся», в Лошицком парке - «Царскую охоту».















ОТ КАРТОШКИ ДО ПЕСНЯРА

В 2005-м с подачи газеты «Республика» в Минске собирались открыть памятник картошке и приурочить его к празднованию 150-летия первого урожая картофеля в стране. Но в обещанную дату - 3 декабря - памятник так и не открыли.

Поговаривали, что устроители конкурса переругались - вот торжества и отменили. Саму скульптуру длиной 1,3 метра в виде картофелины с наполовину снятой кожурой все же изготовили и потом устроили аукцион со стартовой ценой в 3 900 долларов. Скульптуру кто-то выкупил и установил на своем участке в нескольких километрах от МКАД.



Осенью 2007-го руководство «БелСвиссБанка» решило установить памятник известному футболисту минского «Динамо» Александру Прокопенко; за несколько лет до этого банк учредил приз имени Прокопенко «За футбольный талант и самоотдачу в игре за Беларусь». Прокоп, как его называли в народе, обладал высокой скоростью и хорошей техникой игры; умер он весной 1989 года.

Председатель правления банка Виталий Казбанов говорил, что стадион («Динамо») должны реконструировать к 2010 году - и к тому времени памятник уже будет стоять. Проекта и даже эскизов будущего памятника не было: до реализации дело не дошло. А стадион реконструируют до сих пор.

В 2013-м Республиканская конфедерация предпринимательства выступила с инициативой установки памятника Каролю Гуттен-Чапскому, инициативному минскому градоначальнику в 1890-1901 годах.

Весной 2016-го начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский сообщил, что здание первой минской электростанции уже невозможно восстановить и что лучше бы поставить на месте электростанции памятник Чапскому. Правда, вскоре архитектор-реставратор Вадим Глинник заявил, что можно восстановить по крайней мере фасад.

Как бы то ни было, а ни электростанции, ни памятника у нас нет. Но в 2014-м на фасаде здания пивзавода «Оливария» открыли мемориальную доску Чапскому.

Не везет Минску и с памятником Владимиру Мулявину. Много спорили, каким должно быть надмогильное изваяние, - наконец, после нескольких конкурсов, в 2006-м установили работу Александра Кастрюкова.

А вот уличного памятника нет до сих пор, хотя обещали установить в 2014-м. Минкульт выбрал проект Сергея Логвина, причем решили поставить два одинаковых четырехметровых изваяния одновременно в Минске (в сквере за Филармонией) и в Екатеринбурге, на родине певца. В октябре того года в уральском городе памятник открыли, а вот в Минске…

Сергей Логвин говорил, что Минкульт не рассчитался со скульптурным комбинатом за отливку памятника для Екатеринбурга, и теперь об установке монумента в Минске трудно сказать что-нибудь определенное.



КНЯЗЬЯ И БИТВЫ - В ЦЕНТРЕ, А БЫКОВ НА ЗАДВОРКАХ

В 2014-м сразу на площади Свободы появились скульптуры «Городские весы» и «Войт». Архитектор «Мінскай спадчыны» Сергей Багласов рассказал, какие еще изваяния появятся в районе площади.

«Обретение иконы Божьей матери» действительно поставили летом следующего года, а вот «Битва на Немиге» (автор Александр Прохоров, предполагаемое место установки - вблизи бывшего Минского замчища), «Мастак» (Елена Хараберюш и Леонард Покульницкий - на смотровой площадке у лестницы, спускающейся на Немигу) и мемориальный знак, посвященный Минской и Заславской хоругвям - участникам Грюнвальдской битвы, - еще ждут своего обещанного часа. Скульптуру в честь Грюнвальда автор Сергей Оганов выставлял на XI Национальном фестивале архитектуры возле Ратуши осенью 2015-го.



В начале 2015-го Мингорисполком объявил открытый конкурс на создание памятника корове, который решили установить возле Комаровского рынка. В конкурсе приняли участие 27 авторов, победила работа Николая Байрачного. Он украсил голову коровы праздничным венком - по его словам, это давняя традиция, когда на праздник Троицы хозяева украшали своих коров.

Рядом с коровой в натуральную величину автор предусмотрел лавочку - тоже традиционный элемент белорусской культуры: такие лавочки вырезали из цельного куска дерева, используя ветви в качестве ножек. Автор рассчитывал, что в лучшем случае скульптура появится не раньше осени-зимы 2015-го. Но буренки нет до сих пор.



В сентябре 2015-го после встречи глав Минска и Белграда градоначальники двух славянских столиц решили установить памятники видных деятелей Беларуси и Сербии. В Минске пообещали поставить монумент изобретателю Николе Тесле, а кандидатуру известного белоруса еще не определили. Электромобили Tesla в Минске можно изредка увидеть, а памятника до сих пор нет.

Через пару месяцев журналисты газеты «Звязда» рассказали, что уже несколько лет архитектор Армен Сардаров и скульптор Александр Ботвинёнок работают над памятником Василю Быкову. Одним из инициаторов проекта стал глава Союза писателей Беларуси Николай Чергинец.

Скульптурный Быков будет сидеть над столом в форме звезды, грани которой символизируют раскрытую книгу. Памятник решили поставить рядом с Домом литератора, на улице Румянцева.

Газета говорила «хутка» - но за прошедшие 15 месяцев скульптура на улице не появилась. Зато вскоре после публикации заметок и фотографий будущего памятника Станислав Шушкевич, а вслед за ним и сотни комментаторов в интернете стали говорить, что звезда на памятнике Быкову - это оскорбление.



Несколько лет назад Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем разработал концепцию, согласно которой в столице будут появляться мемориалы и памятники. Предполагали, что в виде скульптуры (возможно, даже конной) на спуске от площади Свободы к Немиге появится Всеслав Чародей; на Старотроицкой площади у бывшей 2-й клинической больницы - Глеб Менский, а на склоне у гостиницы «Планета» - Петр Машеров.

http://citydog.by/post/skulptury-7482/



P.S. Из невошедшего в статью:

Перед Домом офицеров хотели конный памятник Жукову
Памятник спасателям-пожарным хотели поставить около Музея пожарного дела (2016)
Памятник Сергию Радонежскому хотели поставить в Брилевичах (2014)

фото, проекты, история, искусство, скульптура

Previous post Next post
Up