Рассказывает Валерий Масюк:
Первых минских горнолыжников я увидел в Раубичах в 1963 или 64 г., где наша компания каталась с горы от костёла1 до реки на обычных (беговых) лыжах. По тому же склону спускались три парня на более широких и жёстких лыжах с окантовкой стальной полоской в высоких ботинках, крепившихся к опорной поверхности лыж не только в носке, но и на пятке. Спускались мы и они с одной и той же горы, но мы были напряжены, сгибали ноги и корпус, чтобы сохранить равновесие, не упасть, а они держались прямо и уверенно, гася скорость плавными поворотами. Это было красиво, и мы завидовали, хотя не подавали вида.
В том же сезоне один из этих ребят, как говорят автомобилисты, не справился с управлением и ухнул в яму, куда они, расчищая склон, свалили вырубленные кусты, и его с поломанными конечностями с трудом вытащили оттуда.
В следующем году мы гуляли в Раубичах
летом и увидели солдатиков, сгружавших с машины у костёла деревянные столбы, и вырытые вдоль склона ямы для них. Здесь же были те самые горнолыжники. Оказывается, они собираются к зиме поставить здесь буксировочный подъёмник, а солдаты после установки столбов, натянут провода, чтобы запитать лебёдку.
Они попросили нас помочь поставить столбы, и мы бескорыстно приняли участие в этом деле.
Откуда взялись солдаты и столбы, мы узнали позднее.
Один из этих ребят был сыном Мазурова2 , и однажды вечером он сказал отцу: «Папа, тут мы с ребятами затеяли одно дело. Ты ведь знаешь, мы катаемся в Раубичах на лыжах с горы, и спускаться с неё легко, а подниматься не очень. Хотим сделать подъёмник - прицепился к тросу, и он тянет тебя наверх! Всё, что надо ребята уже достали, но туда надо подать электричество. Там рядышком воинская часть, может, ты поможешь?»
Папа снимает трубку и просит соединить его с командиром части, которая в Раубичах. Командир уже выпил свой ежевечерний крепкий чай и собрался спать, а жена зовёт его к телефону, мол, звонит какой-то шутник, прикидывается Мазуровым! Командир берёт трубку и хочет послать звонящего, но захлопывает рот, становится по стойке смирно. Выслушав просьбу Хозяина, мол, нельзя ли помочь ребятам-энтузиастам, отвечает: «Ну конечно, Кирилл Трофимович, конечно, поможем, какой может быть разговор! Сегодня, наверное, уже не успеем, а завтра всё сделаем! И вам спокойной ночи, Кирилл Трофимович!»
Электролинию сделали быстро, но подъёмник так и не поставили, возможно, потому, что Мазуровы в 1965 г. переехали в Москву.
Ещё лет 5-6, до начала 70-х горнолыжники катались в Раубичах. Число их медленно увеличивалось, но не шло ни в какое сравнение с количеством лыжников на беговых лыжах: в 60-70 годах был лыжный бум.
В 70-х «столицей» горных лыж для минчан стала сильно пересечённая местность в 2-х километрах от станции Бояры. Я был свидетелем, можно сказать даже участником выбора этого места. Как-то летом в выходные наша компания гуляла или собирала здесь грибы, а трое моих друзей - Дима и Миша Лефы и Юра Самонов - уже катались на горных лыжах и, увидев безлесные открытые склоны достаточно крутые и более длинные, чем в Раубичах, решили кататься здесь. Вначале ходили на склон справа от станции, но там внизу он был подрезан песчаным карьером и перешли на более удобные склоны слева от железной дороги. Здесь были освоены две трассы, и позднее на более короткой энтузиасты насыпали разгонную горку.
Вскоре здесь в выходные собирались много десятков любителей, стали приезжать на тренировки и спортивные секции, которые базировались в Раубичах. Потом появились спортсмены-фристайлисты, устроили трамплин и стали удивлять публику смертельными прыжками.
Здесь, в Боярах, и я стал на горные лыжи и стал осваивать непростую эту технику. Дело пошло быстро, ведь был уже какой-никакой задел: во время еженедельных зимних прогулок в Зелёном, Крыжовке и других окрестностях Минска мы никогда не обходили самых крутых и трудных горок, а если ты падал, то делом чести было подняться и спуститься без падения. К тому же, мы несколько раз были в зимних походах в Карпатах. Конечно, техника спуска на горных лыжах другая, но была привычка к скорости и отсутствие сильного страха упасть, что очень мешает, особенно на первых порах.
Катание по боярским горкам было отличной тренировкой, ведь после спуска надо подняться с тяжёлыми лыжами, в тоже нелёгких ботинках, не приспособленных для ходьбы, а при подъёме уже другая нагрузка на мышцы, и таких спусков-подъёмов за день несколько десятков. Через несколько лет ребята с какого-то завода сделали буксировочный подъёмник (к тросу нужно было цепляться специальной держалкой), но посторонних они старались не пускать.
Кроме Бояр, минчане катались и в других местах, я, например, становился на лыжи у кольца Одоевского и шёл километра полтора к горкам, что были тогда ещё не застроены, у микрорайона Запад. Иногда мы вдвоём с Юрой ездили в Зелёное. Там мы облюбовали склон километрах в двух от станции, и там я, уже имея опыт катания в горах, упал так, что травмированные стяжки не держали коленный сустав. Стоять на лыжах я мог, а идти - нет, и пришлось Юре тащить меня на буксире до станции, а потом недели две я лежал в гипсе. Упал я неудачно потому, что спускаясь скоростным (без поворотов), не разглядел трамплин, меня неожиданно подбросило и, пролетев по воздуху несколько метров, я закувыркался по склону. Плохо было то, что лыжа не отстегнулась - были не отрегулированы крепления - и она как рычаг провернула ногу. Интересно, что за несколько минут до этого упал Юра. Я увидал, как его резко тормознуло, бросило вперёд, он сделал кувырок через голову и поднялся - цел и невредим, а лыжи остались стоять рядышком там, где он наехал на препятствие. Я стоял с разинутым ртом: это было похоже на отрепетированный трюк, а дело было в том, что оба крепления сработали вовремя и синхронно. Вывод: перед катанием нужно всегда регулировать крепления.
Бояры были не просто местом для катания, это был ещё и клуб, где можно было узнать о новинках снаряжения, договориться о его покупке, обсудить достоинства и недостатки наших (советских) и даже польских или болгарских горнолыжных курортов, сбить компанию для совместной поездки в горы и т. п. Последнее мне было не нужно: мы обычно ездили кататься своей компанией.
В 2008 г. я катался в Силичах и заметил лыжника, спускавшегося широкими, плавными дугами на параллельных, близко поставленных лыжах. В корпусе и руках не было никакого излишнего напряжения, что бывает у тех, кто имеет многолетнюю практику. Современная техника более агрессивна и динамична, но такая манера спуска, напоминающая танец, многим кажется более красивой. Когда на подъёме мы оказались в одном кресле, я сказал:
-- Катались в 70- х в Боярах?
-- Да, а в 60-х в Раубичах!
-- А Диму Лефа помните?
-- Конечно! Давно его не видал.
-- Я с ним регулярно общаюсь через интернет, а в 2000 г. мы катались вместе в Штатах, в Скалистых горах.
--При случае передавайте ему привет от старого «боярина»!
Сейчас (пишется в 2013) Дима разменял 9-й десяток, живёт в пригороде Денвера и продолжает регулярно кататься на горных лыжах. Интересно, много ли таких даже в молодящихся США?
У подножья боярского склона была тропа, по которой ходили местные жители. Однажды один из них подошёл к Диме и спросил:
-- А скажи, браток, сколько стоят твои лыжи? Мой хлопец, сын, видит, как вы тут выкручиваетесь, и просит купить ему такие.
Когда был задан этот вопрос заканчивались 70-е годы, уже прошло время деревянных «мукачей», кожаных чешских «ботасов» с бесконечной шнуровкой и ленинградских креплений. Народ жаждал приобрести лыжи «atomic» или даже «rossinoli», пластмассовые ботинки на 3-х, а лучше на 4-х клипсах и новейшие крепления, которые сами защёлкивались на ботинке - не надо нагибаться и натягивать пружины. Ну, а если у тебя всё это есть, ты же не выйдешь на гору в лыжных советских штанах с начёсом, свитере и старой штормовке - нужно приобретать соответствующий костюм, иначе как бы технично, красиво и быстро ты не спускался, девушки на тебя не посмотрят.
Так вот, когда Дима сообщил стоимость всего этого (да, ещё я забыл про очки и углеволоконные палки), мужик воскликнул:
--Да это ж корова!
Снаряжение стоило дорого.
У меня сохранились до сих пор те самые легендарные «мукачи»3 ( завод им. Молотова, г. Мукачево.), а также сменившие их пластмассовые польские и последние - болгарские, на которых сверху крупно написано МЛАДОСТ. Эта надпись не могла остаться незамеченной, когда мне было за 70 и я появлялся на горке в Силичах. А ботинки мои развалились там же, пластмасса стареет быстрее человека!
===
1. В эти годы костёл был полуразрушен, его использовали для тренировок альпинисты, и никто не знал, что к первенству мира по биатлону 1980 г. окрестности будут застроены спортивными сооружениями, а сам костёл станет музеем народных ремёсел. Проект был разработан институтом Белгипроторг, в котором я тогда работал, но сам я в нём не участвовал.
2. КириллТрофимович Мазуров был тогда 1-м секретарём ЦК КП Беларуси, т. е. самым главным в республике.
3. Мукачи эти были изготовлены не позднее 1957 г. когда Молотов был снят Хрущёвым со всех высоких постов, и по заведенному тогда порядку его имя уже не могло стоять на лицевой поверхности лыж.
===
Текст - Валерий Масюк, фото от
miram, публикация - (смайлик).
===
Предыдущий текст Валерия Масюка в сообществе - "Неизвестный Короткевич или как не снесли Верхний город" -
http://minsk1067.livejournal.com/556699.html . Он же имеет отношение к "Архитектура и альпинизм или минские скалодромы" -
http://minsk1067.livejournal.com/559612.html .