Столетие Николая Клауса

Dec 20, 2006 22:31


С 1941 по 1944 год Клаус работал дирижером симфонического оркестра Минского городского театра. Помогал музыкантам как мог. Спасал евреев из гетто, предоставляя им возможность работать в оркестре, всячески прикрывал тех оркестрантов, которые непосредственно участвовали в акциях подпольщиков. Например, контрабасист Дмитрий Журавлев (впоследствии известный белорусский музыковед) с ведома Клауса установил связь с одной из подпольных групп, выполнял ее задания, а в 1943 году ушел в партизанский отряд. Благодаря своевременному вмешательству и заступничеству Клауса остались в живых и избежали ареста в оккупированном Минске мать Ларисы Александровской и семья Исаака Любана - жена и двое маленьких детей, на которых кто-то написал донос как на родственников известных коммунистов. Но самой главной своей миссией в период оккупации Клаус считал непосредственную работу в театре. Ведь в военные годы силами наших же музыкантов в разрушенном Минске ставились оперы “Свадьба Фигаро”, “Кармен”, “Севильский цирюльник”, “Цыганский барон”. “Постановкой этих и других спектаклей мы доказывали, что белорусы - сильная, просвещенная нация, а не “унтерменч” - полулюди-полудикари, как хотелось думать Гитлеру, - вспоминал Николай Порфирьевич. - Выходя после спектаклей, немецкие чины удивленно пожимали плечами: вот, оказывается, как бывает: мы думали, что тут живут нищие голодные оборванцы, а они ставят Моцарта, Штрауса, да еще в таком превосходном исполнении!”

Читайте полностью
Только "американка" находится вовсе не на Володарского, а на улице Городской Вал. Ну да ладно.

немецкая оккупация, история

Previous post Next post
Up