Мы живем в ситуации, когда едва ли не единственной присущей всем идеей становится идея реванша.
О реваше мечтают все социальные и политические группы.
Имперцы требуют восстановления империи - и реванша над большевизмом.
Коммунисты пекутся за попранную честь "тех, ко верил" - и мечтают о реванше перед условным "гайдаром".
Либеральная интеллигенция мечтает, чтобы Мизулина внесла запрет на слово "либераст" - и мечтает о реванше перед условным "дугиным".
И едва они не все вместе мечтают "вернуть долг" "америкосам" за трансформации во внешней политики "от "Рейкъявика-86" до "Сирии-13"
При этом вся консолидация осуществляется только с помощью "дружить против". Никаких внутренних склеек нет, все края огрублены крупной шкуркой и хорошо засалены. К каждому можно за что-то прицепиться: Павловский строил систему, Прохоров участвовал в аукционах, Кудрин друг Путина, Навальный друг националистов, Ходорковский все равно вор.
Когда наступает варварство - а оно наступает, - то прицепляться к колонне гуннов и на этой волне переселяться из Фракии поближе к Риму - хуже чем предательство. Потому что сдавая родную Фракию брадатым и провонявшим козьим жиром агрессорам, ты покупаешь себе жизнь и немного свободы, а вступая в их ряды как попутчик, ты уже придаешь им культурное лицо. Делаешь их вторжение немного легитимным.
Но дело не только в попутчиках, а в том, что они тоже мечтают о реванше, и превращают благородное (для самих варваров) дело покорения цивилизации в обычную месть. Попутчики становятся такими наконечниками копий, раздирающих тело некогда сильного и крепкого организма.
Но почему мы сами опускаемся до парадигмы мести, почему мы сами мечтаем о вендетте и почему позволяем набирать силы этой мясорубке?
Происходит глобальная перестройка общества и все старые описания уже не работают.
Все базовые ценности, на которых Россия держалась последние 200 лет: личное достоинство, образование, добрососедство - все это летит куда-то в тар-тарары.
Причем мы не возвращаемся к той ценностной матрице, которая была присуща Российской Империи, но обнуляем и ее достижения. Но мы и не возвращаемся в дораскольно-доимперское состояние, мы просто обнуляем все достижения цивилизации за 3 столетия до "нашей" эры.
На каких культурно-философских основаниях проводится модернизация нынешней политической и правовой системы? К каким "истокам" призывают вернуться общество глашатаи этих перемен?
Новообрядческое богословие, стремившееся описать "народ" через "склейку власти и церкви", родилось около 200 лет назад и к традиционному святоотеческому богословию имеет столь же глубокое отношение, как любая идеология на основе религиозной доктрины к каноническому вероучению.
Искать там источники бесполезно, разве что источники пропагандистских ходов и логику все того же реванша - как мечтало (и мечтает до сих пор) миссионерское направление по отношению к направлению народническому.
Поэтому реальным консолидирующим призывом станет то политическое предложение, которое сможет не вычленять врагов и стравливать бывших друзей, а предложит нечто более глобальное, о чем сейчас русское общество, вероятно, даже не задумывается.
И одновременно обрушение всех "цивилизационных" институтов, как некогда обрушение привычного "християнства", может подвигнуть к формированию слоя - и очень широкого - новых "старообрядцев". Этот слой сможет преодолеть противоречия и заняться в повседневной деятельности строительством нового "храма" русской государственности, реализующей запросы во имя общественного блага. И это будет очень широкое, массовое общественное движение. Оно сможет сделать равный доступ к правосудию, обозначит условия социальной мобильности, выстроит заново место России в глобальном мире.
По крайней мере все предыдущие глубокие кризисы российской государственности такие движения рождали.