Помню, подростком (1970-е) я особенно остро ощущал обшарпанность своего города, что не позволяло говорить о его красоте за пределами всемирно известных ансамблей (Дворцовая, Сенатская, Стрелка, Катькин сад и др.). Теперь восприятие поменялось. В любом, самом неприбранном медвежьем углу старого города воспринимаешь любой дом как часть чудом, благодаря историческим катаклизмам (как ни парадоксально) сохранившейся городской среды. И когда очередной денежный мешок сносит неприметный домик постройки XIX века, думаешь: иди на ... со своей "красотой", оставь нам нашу некрасоту. Вы должны учитывать, что в СПб сохранилась самая большая в мире по размерам историческая застройка. Конструктивистские, сталинские и брежневские вкрапления, во-первых, минимальны, во-вторых, строились в основном на месте уже разрушенных зданий, в-третьих, сами уже стали историческими памятниками. Это, конечно, не касается немногочисленных брежневских вставок, но даже они делались весьма тактично, напр., на ул. Жуковского, угол Восстания и на одной из линий В.О. неподалеку от Среднего. Современные же "новорусские" архитектурные ансамбли поражают своей оголтелой антихудожественностью. Их слишком много. Удачные примеры можно сосчитать по пальцам одной руки. (Например, ничего не скажу против "Галереи" у Московского вокзала). Возвращаясь к поднятой Вами теме. Старый город очень большой. Если помните, в "Белых ночах" ФМД дома красят каждую весну. Но тогда у каждого дома был хозяин, которому было предписано это делать. И рабочая сила (сезонные рабочие из деревни) была сверхдешевой. (Этим, кстати, объясняется близкая к 100% доля оштукатуренных домов, чего нет в других крупных европейских городах). Так что воссоздать ежевесенний косметических ремонт такого количества фасадов очень трудно, если ни невозможно. Это объективно. Но второй фактор, разумеется, это свойство нынешних властей, которые видят любую проблему сквозь призму отката. Придется еще долгое время воспринимать красоту сквозь грязь.
Я с детства помню "черный Петербург" - прокопченные сыростью стены, мутные, покрытые едва ли не плесенью стекла окон хозяйственных помещений. Это все "мой город", другим я его уже вряд ли смогу представить. Он одухотворен для меня в первую очередь исторической памятью, трепетным отношением ко всем тем, кто жил и живет тут. Ведь даже персонал в РНБ и РГБ отличается принципиально. Петербурженки более мягки, более интеллигенты, они понимают, для чего ты пришел в библиотеку и готовы тебе помочь. Тогда как в Москве и библиотека - это в первую очередь индустрия.
Ничего против библиотекарей старшего поколения в РГБ не имею. Вежливые, готовы помочь. ) И в РНБ они хорошие. Хотя есть и некоторые, скажем так, непримиримые. Подход нужон.
А для каждого город одухотворен по-своему, и Ваша память драгоценна.
Вы должны учитывать, что в СПб сохранилась самая большая в мире по размерам историческая застройка. Конструктивистские, сталинские и брежневские вкрапления, во-первых, минимальны, во-вторых, строились в основном на месте уже разрушенных зданий, в-третьих, сами уже стали историческими памятниками. Это, конечно, не касается немногочисленных брежневских вставок, но даже они делались весьма тактично, напр., на ул. Жуковского, угол Восстания и на одной из линий В.О. неподалеку от Среднего. Современные же "новорусские" архитектурные ансамбли поражают своей оголтелой антихудожественностью. Их слишком много. Удачные примеры можно сосчитать по пальцам одной руки. (Например, ничего не скажу против "Галереи" у Московского вокзала).
Возвращаясь к поднятой Вами теме. Старый город очень большой. Если помните, в "Белых ночах" ФМД дома красят каждую весну. Но тогда у каждого дома был хозяин, которому было предписано это делать. И рабочая сила (сезонные рабочие из деревни) была сверхдешевой. (Этим, кстати, объясняется близкая к 100% доля оштукатуренных домов, чего нет в других крупных европейских городах). Так что воссоздать ежевесенний косметических ремонт такого количества фасадов очень трудно, если ни невозможно. Это объективно. Но второй фактор, разумеется, это свойство нынешних властей, которые видят любую проблему сквозь призму отката.
Придется еще долгое время воспринимать красоту сквозь грязь.
Reply
Это все "мой город", другим я его уже вряд ли смогу представить.
Он одухотворен для меня в первую очередь исторической памятью, трепетным отношением ко всем тем, кто жил и живет тут.
Ведь даже персонал в РНБ и РГБ отличается принципиально. Петербурженки более мягки, более интеллигенты, они понимают, для чего ты пришел в библиотеку и готовы тебе помочь. Тогда как в Москве и библиотека - это в первую очередь индустрия.
Reply
И в РНБ они хорошие. Хотя есть и некоторые, скажем так, непримиримые. Подход нужон.
А для каждого город одухотворен по-своему, и Ваша память драгоценна.
Reply
Leave a comment