ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ

May 25, 2013 15:04

Оригинал взят у rostovetz в ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ


Великая благодарность finskirobot и
sontucio за столь крайне редкий фотоснимок!
В 1840-х годах старообрядцы-поповцы, населявшие Преображенское и Семеновское, собирались для богомоления в моленной купца Язынина, за Покровским мостом, в Медовом переулке, где службу отправляли уставщик и дьячки. В 1860-х годах дом Язынина перешел в собственность Н.В. Михайлова, который расширил моленную и украсил ее небольшим иконостасом. Иногда здесь тайно совершалась и литургия на походном алтаре священником о. Василием. В 1872 году по инициативе местного щедрого благотворителя Семена Ивановича Сеченова организовался правильный приход, был сооружен походный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы и приглашен постоянный священник Алексей Егорович Каринкин.К большому сожалению ссылка на источник этой моей выписки о первоначальной истории Введенской общины на Генеральной улице, вероятно, находится во владении другого лица, поэтому ограничиваюсь только вышеприведенными сведениями (без ссылки). Уже в конце XIX в. на Генеральной улице существовала отдельная каменная моленная без глав и колокольни. Она была построена около 1884 года во владении московских купцов Максима и Василия Лебедевых. В миссионерском журнале "Братское слово" об этом писалось так: "В Москве, в Преображенском, на Генеральной улице, раскольники-поповцы по австрийскому священству воздвигли огромное здание в один этаж с рядом громадных, закругленных вверху окон по южному и северному фасадам и огромными входными дверями на западной стороне. Здание это особенностями своей архитектуры невольно обращает на себя внимание каждого проезжающего мимо. Оно было уже выстроено и совсем почти покрыто, когда раскольники начали хлопотать о дозволении обратить его в молитвенный дом, но получили отказ на том основании, что в силу высочайше утвержденных 3 мая 1883 г. правил о даровании раскольникам некоторых прав, разрешается лишь обращать существующие строения, а не строить вновь молитвенные дома" (ж. Братское слово. 1886 т. 1. С. 322-328). Из-за препятствий со стороны властей здание моленной не могли окончить постройкой вплоть до 1888 года. То же "Братское слово" так, довольно язвительно, писало об этом: "Нынешним же летом, пользуясь обстоятельствами, с помощью благодетелей, раскольники успели достигнуть своей цели, хотя и в несколько измененном виде. Здание, с чьего-то разрешения, окончено; но внутри ему дан вид жилого строения, - поделаны временные квартиры, где и помещен, под именем жильца, определенный сюда поп Иван, а самая большая квартира, или часть здания остается пустою и в ней ставят полотняную церковь. Поп Иван, зная противозаконность новопостроенной церкви, из боязни отказывался служить в ней; но ему пригрозили за это изгнанием из Москвы, - и теперь он служит. Все это сделано, конечно, в надежде устроить здесь со временем и постоянную церковь, согласно первоначальному назначению здания" (ж. Братское слово. 1888 т. 2. С. 231-232). Около 1891 года при церкви служил уроженец Городца священник Исаакий Носов. В 1907 г. при моленной официально зарегистрирована Введенская старообрядческая община. После 1914 года молитвенный дом перестроен с приданием ему всех признаков церковного здания: здание было увенчано главками с крестами и колокольней. Колокола на звонницу были торжественно подняты зимой 1916 года. В церкви находилось очень большое количество древних икон. Она свободно вмещала до 600 человек богомольцев. Церковь закрыта в 1929-30 годах, а в 1978 году ее здание снесено.

В 1967 году очевидец так описывал здание закрытого храма: "Он обезглавлен, окна с южной и северной сторон заложены кирпичом, с севера в них сохранились решетки, частично даже стекла; там где стекла выбиты, вместо них вставлена фанера. Помещение используется под склад. У входа куча битого стекла от кинескопов. Напротив, через улицу, электроламповый завод" (П. Паламарчук со слов М.Л. Богоявленского). А вот фото 1967 года:

Кстати говоря, к сведению историков и архивистов, фотографию церковного интерьера я видел в Иллюстрированном прибавлении к газете "Московский листок" за 1908 год, №1, Стр. 3. Было бы неплохо это обнародовать.Сообщил А.Г.Д. (rostovetz)

Старообрядчество

Previous post Next post
Up