Собираю материалы по поводу «Великого раскола» Даниила Мордовцева.
Самый знаменитый отклик по поводу романа принадлежит перу Николая Субботина (на фото), известного церковного расколоведа, поддерживавшего, скажем так, официальную, романовскую, концепцию раскола. В целом ряде своих работ - например, в брошюре «О сущности и значении раскола в России» (1892 год) полемизировавшего по самой сути вопроса с другим специалистом по расколу - Павлом Ивановичем Мельниковым, косвенно обвиняя его в подтасовке фактов и преувеличении численности раскольников (2-3 миллиона Субботина против 12-15 Мельникова).
Статья «Историк-беллетрист» вышла в журнале «Русский вестник» в 1881 году. Опубликована в июньском, 153 томе от начала издания.
Сам тон статьи, характер полемики, предлагаемый автором, выходят за рамки не только научной дискуссии, но и предметной беседы вообще.
Позволю себе несколько показательных цитат, соблюдая пунктуацию первоисточника.
"Раскол вообще сделался теперь любимым детищем нашей либеральной прессы. Где же и найти ей более удобный случай полиберальничать со всею развязностью во имя свободы совести, уважения к религиозному культу и т.д. как не здесь, витийствуя о положении раскольников, которые в наше просвещенное время лишены будто бы всяческих человеческих прав и даже (что особенно огорчает наших либералов) права свободно молиться богу?" (стр. 150)
«Великий раскол» обратил на себя внимание не одних только раскольников; его читали с удовольствием и хвалили даже люди не чуждые образования. А между тем это есть именно произведение составленное по тому рецепту современного исторического романа который мы указали выше, и еще худшее из этого рода литературных произведений, поражающее своими безобразиями читателя с мало-мальским образованным литературным вкусом и поближе знакомого с историческими лицами и событиями, о которых так развязно в нем повествуется. Если само появление «Великого раскола» служит печальным признаком крайнего упадка нашей изящной литературы, то, с другой стороны, сочувствие каким встретила его значительная часть читателей служит столько же печальным указанием того до какой же низкой степени, под влиянием той же литературы, упали и извратились литературные вкусы нашей читающей публики и как легко она может принимать за действительную историю то что есть именно искажение истории, искажение частию намеренное, в угоду известным современным воззрениям, частию ненамеренное только по невежеству, соединенному с редкою отвагою и самоуверенностью, да с расчетом на неменьшую невежественность большинства читателей." (стр. 151-152)
Теперь я понимаю, что большевистская риторика обличения врагов народа не взялась ниоткуда. Она генетически роднится с романовскими приемами поражения инакомыслия. А пассаж по поводу «искажения истории» вообще напоминает современные нам государственные комиссии, рыскающие по академическим кабинетам ли, по мастерским художников ли, высвечивая факелами инквизиции темные углы в поисках крамолы.
Почему мы такие? Я же не могу сказать Субботину, мол, ты, Субботин, чужой мне враг, которого я собираюсь распять и предать анафеме. Нет, Субботин. Ты не враг. Ты такой же русский человек, как и я. Но почему ты такой? Почему ты, Субботин, зная правду, зная истину, так искусно подстраивал себя под официальные точки зрения, под то, что угодно знать твоей власти?