О сериале "Внутри Лапенко"

Aug 07, 2020 22:24

Внимание! Под катом спойлеры!



Уже на протяжении года с большим триумфом по Рунету разносится слава проекта Антона Лапенко. И, по моему мнению, абсолютно заслуженно.

Если вы вдруг не в курсе, то напомню. Есть такой актер Антон Лапенко, ему 33 года, играет в театре Станиславского, заодно подрабатывает, играя в эпизодических и второстепенных ролях в фильмах и сериалах. В 2019 году он прославился серией скетчей в своем инстаграме, где, одеваясь в разные "тряпки", с разными прическами и гримом, предстает в образах разных архетипических персонажей, которых снимает стилизованная под качество VHS-кассет видеокамера. Все это непременно отсылает зрителя в эпоху конца 1980-х и начала 1990-х, когда появились первые такие портативные любительские камеры. В какой-то момент большой потенциал в этих скетчах рассмотрел комик Алексей Смирнов, предложивший Лапенко создать единую киновселенную с сквозным сюжетом. Так родился сериал "Внутри Лапенко", первый сезон которого вышел в декабре 2019 года, а второй выходит с июля по октябрь сего года. Режиссер - Алексей Смирнов, все роли исполняет Антон Лапенко. Такая короткая справка.

Чем же мне, как и многим другим, нравится сериал? Да абсолютно всем! Начиная с самой идеи театра одного актера, дополненного хорошим монтажом, и заканчивая невероятной (и, что важно, очень интеллигентной) энергетикой доброты и позитива, исходящей от каждого персонажа. Как один актер может перевоплощаться в настолько разные образы, со сменой голоса, интонации, поведения, привычек  - остается для меня большой загадкой... А главное - как чувственно и проникновенно! Юмор в сериале бывает как и абсурдный ("монти-пайтоновский" такой), так и может представлять собой умную и толковую сатиру на наш с вами быт.

Как известно, один ностальгический цикл длится примерно 25-30 лет, и мода на 1980-е встречается в том числе и за рубежом (вспомните прекрасные "Очень странные дела" или картину Спилберга "Первому игроку приготовиться"), и поэтому отдельный респект "Внутри Лапенко" за очень точное попадание в конъюктуру: приметы быта тридцатилетней давности вместе с соответствующим саундтреком очень по душе аудитории постарше, а молодежи хорошо подходит формат абсурдных диалогов в духе интернет-мемов.

Более того, я исхожу из того, что я сам в фильмах и сериалах очень ценю дух ретроградства и консерватизма, и какими бы замечательными не были современные фильмы в кинотеатрах, у себя дома в кровати я предпочитаю пересматривать старые-добрые любимые фильмы вроде "Крестного отца" или "Назад в будущее" и сериалы вроде "Друзей" и "Клана Сопрано". Печать старины заставляет быть уверенным, что раз ты смотришь старый фильм спустя столько лет после его выхода, значит это точно хорошее кино, проверенное главным судьей жизни - временем, а вот любому новому фильму - только предстоит это испытание. Создатели же "Внутри Лапенко", осознанно состарив стиль и сюжет, лишили меня мучения ждать, когда же сериал "состарится" и "проверится временем". Этот путь и так уже проделан, и это очень крутое ощущение.

Я помню, что когда зимой первый раз посмотрел первый сезон, мне не очень зашло. Зато как пересмотрел - то так понеслось-то! Так и работает хорошее творчество, которое, как известно, всегда не для всех, а рассчитано на людей с особым состоянием души. Вот Лапенко своей искренностью и сильным творческим началом эти струнки души задевает. Несмотря на то, что в интервью у Дудя Лапенко рассказал, что все, что происходит на экране, следует воспринимать как бред и неконтролируемый поток фантазии, мы с вами должны понимать, что авторы своих произведений так говорят очень часто. В реале я убежден, что поскольку Лапенко - профессиональный актер с гуманитарным образованием, со всем вытекающим из этого бэкграундом, то не может такого быть, чтобы в сериале не было какой-то солидной литературной основы или аллюзий, как минимум чисто интуитивных.

Например, первый сезон "ВЛ" можно рассматривать как противостояние доброго, жизнерадостного и наивного Инженера большому, полного опасности и цинизма миру (выраженного в образе ОПГ Железные рукава), который неизбежно вынуждает его к нему как-то приспосабливаться. И чем же вам это не гоголевский Акакий Акакиевич и не гончаровский Обломов? Нотки Раскольникова в сюжете тоже проскакивают, а ноты балабановского Бодрова выражены непосредственно в покадровых отсылках к "Брату". Это основной, но только один из пластов, что можно заметить в первом сезоне, зато такие аллюзии дают осознать, что "ВЛ" - это точно не только про юмор, но и про отношение к жизни вообще.

Лапенко называл Инженера одним из своих любимых персонажей - и действительно, он, пожалуй, наиболее раскрытый и мотивированный герой сериала. В первом сезоне Инженеру отдали много хронометража. Его способность радоваться мелочам, позитив в любой критической ситуации, преданность своему профессиональному долгу и месту в социуме - обусловили у аудитории культ этого персонажа. Вообще, как я сказал ранее, я очень люблю сериал за умную бытовую сатиру, и выражается она в том, что все персонажи хоть и архетипичны, но более, чем реальны. Честно скажу вам, что в каждом из всех своих друзей или знакомых, которых я когда-либо по жизни встречал, можно найти что-то общее с одним или несколькими из лапенковских типажей. Способность Лапенко хорошо наблюдать и "снимать" паттерны поведения с других людей усиливает это сходство. И за это еще один респект.

Когда 6 июля вышла долгожданная премьерная серия второго сезона, я немного огорчился, так как не увидел той привычной ламповости и "камерности" повествования. Съемки стали какие-то более дорогими и профессиональными, да и динамики в сюжете стало больше, уже без прежней атмосферы "маленького уютного мирка". С другой стороны, если бы второй сезон был выдержан в той же стилистике, что и первый, это тоже было бы плохо, поскольку фанаты могли это расценить как упадок фантазии и креатива. Размышляя об этом дилемме, я решил написать пост у себя на стене в ВК. Процитирую его здесь, а потом прокомментирую, что с тех пор в моем восприятии лапенкиады изменилось.



Посмотрел премьерную серию нового сезона "Внутри Лапенко", и мне сразу захотелось поделиться некоторыми соображениями.

Лично мне серия понравилась! Однако я прочитал каменты на ютубе, и не могу не согласиться с рядом замечаний. Да, качество продакшна немного выросло, все стало выглядеть как-то стерильнее. Вот первый сезон был во многом импровизированным и небрежным, и оттого в нем было больше доброты и ламповости! В новой серии совсем иной темп, неспокойный, завязали сюжет так завязали, такого экшна раньше не было, и я не уверен, что нужно было столько всего пихать в один эпизод.

Но судить рано. Посмотрим, что там произойдет дальше, ведь впереди еще 7 серий. Вот тогда и обсудим. Главный козырь Лапенко - когда в перемешку с шутками и гэгами идет драматургия, с трогательными сценами, в которых ты переживаешь за персонажей как за себя самого - все это осталось на прежнем уровне, а то и на более высоком.

Если второй сезон окажется успешным и никого не разочарует, то можно будет снять еще и третий, и даже четвертый, но после этого стопудов надо будет остановиться. Нет ничего более противного, когда производство сериала встает на поток, а творческое зерно теряется в жажде заработать денег. Как же много хороших сериалов это погубило.

Хотите, я дам прогноз, будет ли второй сезон хуже первого? Отвечаю: конечно, будет! И в этом есть своя прелесть, ведь, как известно, "старое интереснее нового" и "раньше было лучше". По сути - это неотъемлемая часть всей внутренней и внешней мифологии во "Внутри Лапенко", что делает сериал еще более прекрасным.

Очевидно, команда Лапенко не ставит себе никаких других целей и планок, кроме как "быть честными" перед собой и своей аудиторией, но это не значит, что они сознательно расслабятся и выдадут второй сезон плохим. Возведя в абсолют честный и ироничный метамодернизм, Лапенко заранее позаботился о том, чтобы любая реакция на сериал непременно попадала в эту ловушку: когда наше восприятие происходящего на экране утопает в плену иллюзий и ожиданий "чего-то великого". Прекрасно зная этот феномен, создатели сериала уже приготовились в дальнейшем услышать любую критику и проклинания в свой адрес.

И нам с вами тоже надо быть ко всему готовыми и помнить, что от просмотра киноленты с талантливой актерской игрой всегда надо получать только удовольствие. И тогда не будет возникать неприятных сюрпризов.

Больше скажу: я не уверен, что успех сериала кроется именно в ностальгии. Не случайно время в этой вселенной не определено и застряло не то в 80-х, не то в 90-х. Отсутствие привязки к эпохе дает понять, что все это ретро - не больше, чем художественный язык, и не надо искать того, что в сериале точно не было заложено - ни ностальгии по СССР, ни романтизации бандитизма.

Единственное, о чем нам повествует сериал - о людях, которые на самом деле никогда не меняются, не учатся на своих ошибках и попадают в одни те же глупые ситуации. И в 1990, и в 2020 году. То же самое можно сказать и о всех нас, потому и видим в Инженере и других персонажах что-то до боли знакомое (и даже предсказуемые "бородатые" панчи во многих сценах это подтверждают). В детстве мы любили играть в ролевые игры во дворе, все эти салки-догонялки - что-то похожее есть и во "ВЛ". И порой хочется окунуться в тот уютный мир, чтобы не чувствовать себя одиноким, как ждущий свою Особу Инженер.

Кстати, Особа - это необязательно любимая женщина. Это символ Цели, которой мы пытаемся достичь. И весь смак жизни - в ее предвкушении. А когда мы ее добиваемся, оказывается, что цель была банальна и не стоила всей этой тревоги. Возможно, таким же банальным будет и финал лапенкиады. Это обязательно возмутит фанатов. Но мы знаем, что прелесть жизни и хорошего искусства - в ощущении вечности. "ВЛ" пока неплохо справляется с идеей бесконечного сериала, поэтому его надо ценить здесь и сейчас, а когда окажется, что и тут без финала не обойтись, ценить станет поздно.

--

Оригинал поста: https://vk.com/mineretin?w=wall66931289_2794
С тех пор вышли еще две серии второго сезона - вторая и третья. И что ж, оказалось, что все гораздо сложнее и интереснее, чем я ожидал.

Во-первых, по мере выхода новых серий стал хорошо обрисовываться контур основополагающей идеи второго сезона. По крайней мере, мы, как зрители, можем подобрать ключи к разгадкам тайн и пасхалок (не факт, что они планировались, но, как я писал выше, интуиция - наше все). Во-вторых, понятно, что изменение темпа повествования для сериала, где художественный язык не менее важен, чем сам сюжет и персонажи, выглядит вполне оправдано. Другой темп может говорить о трансформации внутреннего состояния Инженера: покушение на криминального авторитета, выигрыш в лотерее и приближение к тет-а-тету с Особой сделали его более уверенным в себе, стоящим на двух ногах, но одновременно с этим заставили его выйти из зоны комфорта, что и подчеркивается густотой событий в каждой серии (такие эксперименты с ощущением хода времени использовал Пастернак в "Докторе Живаго").

Конечно, может быть, все совсем не так, ведь очень сильно бросается в глаза, что Инженеру в новом сезоне уделяется не так много хронометража, и он теперь чуть ли не герой второго плана. Но тут на помощь приходит идея, которую я сначала вычитал у кого-то в твиттере, а потом самостоятельно доработал.

Существует рабочая гипотеза, что присутствие сюрреалистических сцен во "ВЛ", количество которых в новом сезоне только увеличилось, обучловлено системой персонажей-двойников, заточенных, в первую очередь, конечно же, на Инженера. Так Игоря Катамаранова можно рассматривать как инженеровское альтер-эго - решительный, бесстрашный русский мужик, который может свернуть любые горы и перемещаться между мирами. Тогда неслучайно Игорь Катамаранов всегда оказывается в нужное время и на нужном месте, чтобы спасти Инженера в критической ситуации (то сломал стену в подвале бандитов, то вытащил со дна озера). Так что, возможно, что Инженер - это некий Уолтер Уайт, а Катамаранов - некий Хайзенберг. Другими словами, Игорь - это супергеройское начало Инженера.

Теперь рассмотрим Розу Робота и Шершня. Они интересны тем, что они единственные персонажи (кроме Инженера и Гвидона Вишневского), кто напрямую общается со зрителем (а не через посредничество телекамеры, как Журналист или Ричард Сапогов; другие персонажи обычно разговаривают только между собой). В первом сезоне мы узнали, что они соседи Инженера и постоянно громко репетируют у себя на квартире, что вызывает у Инженера недоумение ("Опять эти волосатики шумят!"). Впрочем, он не настроен к ним враждебно, но хотел бы, чтобы они изменились. По первому сезону мы-то знаем, что они какие-то чокнутые нарики, помешанные только на славе и деньгах, и может быть, как раз поэтому во втором сезоне они встретились с Богом и у них проснулась совесть? И, может быть, произошла эта встреча, потому что подсознание Инженера захотело, чтобы она состоялась. Можно сказать, что Роза и Шершень - это маргинальное начало Инженера, с которым он успешно борется.

И вот, в третьей серии второго сезона появился персонаж, которого фанаты очень полюбили по роликам в инстаграме - Гвидон Вишневский. Его энергетическая связь с Инженером сразу стала очевидна, когда Гвидон случайно помог ему спастись от бандитов с помощью портала, открытого между картинами "Вход" и "Выход", после чего Инженер сказал зрителю: "Вот! Это теперь будет мой абсолютный выход из любой безвыходной ситуации!". Возможно, Гвидон Вишневский - это духовное и творческое начало Инженера.

Другие персонажи сериала в магии и сюрреализме замечены не были, но стоит отметить, например, и Журналиста. Опять же, по сравнению с первым сезоном, его сюжетная линия чуть-чуть усложнилась: появилась влюбленность в Татьяну Восьмиглазову. И если нам ее показывают, то Особу Инженера - нет. Возможно, по мере нарастания мужества Журналиста, мы увидим и мужество Инженера, и в таком случае Журналист - тоже двойник.

Также я читал много комментариев, где отмечается харизма полковника Жилина, который в каждой серии нового сезона становится все прикольнее и глубже. Он - некий "хозяин" этой вселенной: всех сажает в тюрьму, но при этом очень по-доброму, по-свойски (сажает и сразу же отпускает, даже на ключ камеру не запирает), будто бы это мать ставит в угол непослушных детишек. Такие детали отлично дополняют сюжетную канву сериала и подчеркивают, насколько же много здесь позитива.

Но даже в таком позитивном мирке есть и место Злу, с борьбой с которым герои неплохо справляются. Но я не думаю, что они его когда-то победят. Вполне естественно, что у сияющего на солнце дерева будет и черная тень. И вообще, невозможно представить Добро, если оно не подсвечивается темными силами. Эта идея, вместе с той предыдущей (о системе двойников), роднит "Внутри Лапенко" с "Мастером и Маргаритой" - это может объяснять появление второго, магического плана во вселенной. Сам Лапенко нам об этом не скажет, но давайте верить, что все-таки есть в этих аллюзиях и доля истины...

Пока что у меня такие промежуточные итоги. Может быть, надо было дождаться концовки нового сезона, но интересно и проверить, насколько мои догадки себя оправдают. Я уже писал и повторю снова, что, честно говоря, я хочу увидеть и третий сезон, но только чур он точно станет последним. Хорошего понемногу. Пусть получится классическая голливудская трилогия, и после этого "Внутри Лапенко" отправится в архив прекрасного, очень художественного и культового кино.

Занавес.

сериал, кино, 2020

Previous post Next post
Up