- это системы с очень сильной способностью к самовосстановлению. Конечно, после перерыва они восстанавливаются уже другими, но всё же.
В дни рождения богов - храмовые праздники к многочисленным центрам народной религии в Китае стекаются десятки тысяч людей. Целые уезды живут за счёт храмов Матушек-чадоподательниц, Царя драконов и т.д. Семьи кормятся с павильонов в составе храмового комплекса: с денег в ящике для пожертвований, с выручки за продажу благовоний, с пожертвований за гадания, с субаренды, наконец. Изобретают даже новых богов (Автомобильный дух, Матушка, Помогающая учиться).
Для государства сами эти храмы находятся в "серой зоне": хорошо, если удалось получить свидетельство о принадлежности к Даосской ассоциации; если нет - статус их непонятен, и может случиться всё, что угодно. (Собственно, и официальные даосские храмы не полностью застрахованы от случайных бульдозеров; но они хотя бы имеют полное право жаловаться). Знакомый даос сказал, что "вообще-то" надо бы сообщать наверх о незарегистрированных храмах и кумиренках, но он в них вреда не видит, и поэтому не сообщает.
Могут отменить ежегодный храмовый праздник в городе "из соображений противопожарной безопасности". Отнять кумирню и по-настоящему поселить в ней даосов (а не просто приписать её к Даосской ассоциации).
Слышала страшные истории о людях, разрушавших храмы, о том, что сталось с их детьми, - это отдельная группа "быличек".
Ещё помню, как в Губэйкоу разговаривала со смотрительницей маленькой кумирни о людях, которые ломали идолов и били каменные стелы во время "культурной революции". Что с ними сейчас? Спросила я. Ну, они по большей части были не местные. Но и местные были. А что им сделается, живут себе.