Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна.Мужские психические травмы и их исцеление"
Вот что пишет д.Холлис о мужской травме, которая проявляется в так называемом материнском комплексе мужчины.
"Абсолютная зависимость ребенка от матери или от человека, который
ее замещает, очевидна. Уязвимость ребенка порождает первичную тревогу
неизбежного отделения от матери, и эту тревогу человек периодически ощущает в
течение всей своей жизни. Фрейд был прав, утверждая примат эроса, стремления к
слиянию или воссоединению, ибо изначальное ощущение жизни связано с отделением.
Тогда всю свою жизнь мужчина ищет Ее или же ее символическую замену в чем-то
другом - в отношениях с людьми или институтами, в идеологии или в небесном отце,
Боге.
Кроме эмоциональной травмы рождения, огромную роль в развитии
индивидуальной психологии мужчины играют особые отношения между матерью и
ребенком. Чаще всего мужчина испытывает страдания из-за какой-то одной или из-за
обеих этих травм. Его ощущение матери будет либо избыточным, либо недостаточным.
В первом случае на ребенка неизбежно будут воздействовать потребности матери, ее
дезориентированная психология, ее травмы, ее непрожитая жизнь. Ее "избыточность"
будет разрушать хрупкие границы его психики и порождать у него чувство бессилия.
Это подавление и разрушение будет привнесено во взрослую жизнь, станет
проецироваться в основном на женщин и на события в его жизни, и чувство бессилия
будет постоянно его преследовать.
Точно так же мужчина может чувствовать, что его мать не в
состоянии удовлетворить его потребности, и страдать от ощущения покинутости. Эти
страдания неизбежно снижают его внутреннее ощущение состоятельности ("Если бы я
был лучше, то получил бы все, что мне нужно и чего я заслуживаю"), что, в свою
очередь, порождает общее чувство ненадежности и поиск Ее, вызванный тревожной
зависимостью и подпитываемый страхом. Ощущение мужчиной своего Я в значительной
степени аффективно окрашено этими травмами: подавленностью или покинутостью или
тем и другим вместе.
Так как ребенок воспринимает условность своего мира,
опосредованного отношениями с матерью, он испытывает тревогу отделения. Эта
обобщенная тревога, экзистенциальная в пределе и локальная в переживании,
преобразуется в несколько неоформленных и неопределенных страхов по отношению к
себе, к другим и к феминности. Эти разные страхи живут у нас в крови и
периодически проецируются на окружающих. Индогерманский корень angh
(ограничивать) лежит в основе английских слов anger(гнев), angst (страх),
anxiety (тревожность) и angina (ангина) . Ощущение угрозы нормальной
жизнедеятельности организма регулярно и неизбежно вызывает появление этого
спектра эмоций. Инстинктивно, интуитивно ребенок знает, что ему нужно, и
чувствует одновременно и страх перед возможным предательством, и печаль,
вызванную потерей столь необходимой заботливой Другой.
В своем эссе "Печаль и меланхолия" Фрейд отмечал, что явная потеря
Другого, например, в случае его смерти, вызывает скорбь и печаль. Когда Другой
отсутствует для нас эмоционально, эта потеря вызывает страдания, хотя объект
по-прежнему существует. Этот когнитивный диссонанс порождает печаль или
меланхолию, которая уходит внутрь, но заставляет человека страдать всю жизнь.
Это молчаливое страдание, этот скорбный пафос послужил основой для создания
самых трогательных произведений, связанных с выражением тоски в музыке, живописи
и поэтической лирике. Каждый из нас интуитивно ощущает тоску, слыша: "Иногда я
себя чувствую полным сиротой"52. Такая "тоска по вечности" идет от
средневековых миннезингеров, появившихся в конце эпохи романтиков, и явно
преобладает в большинстве печальных песен ковбоев. Она всегда где-то там,
неподалеку. Она ждет.
У большинства мужчин эта двойная травма, наряду с печалью,
порождает и гнев. По существу, это бессознательный И неопределенный гнев.
Существуют четыре возможных способа его выражения. Чувствуя беспомощность,
человек может оказаться в состоянии депрессии. Депрессию можно определить
по-разному: как "гнев, направленный вовнутрь", и как "грамотную беспомощность".
Или же гнев может интериоризироваться в теле человека, а затем соединиться с
другими физическими условиями и вызвать такие болезни, как гастрит, мигрень,
сердечная недостаточность или раковая опухоль. Часто гнев находит выход в
процессе его подавления. То, что мальчик не мог выразить в отношениях с матерью,
проявится у мужчины как общая раздражительность. Этот феномен называется
"отнесенным" или "смещенным" гневом, который при малейшей провокации изливается
объективно непредсказуемым потоком эмоций (первый признак активизированного
комплекса).
Мужчина может отыгрывать свой гнев и по-другому: в виде поведения,
разрушающего личность или нарушающего социальные нормы и правила и даже
уголовный кодекс. Сексуальное насилие - это преступление, которое вызывается не
похотью, а стремлением к насилию, смещенным гневом. Насилие, особенно по
отношению к женщинам,- следствие глубинной мужской травмы, связанной с
материнским комплексом. Так как качество и глубина этого комплекса, по существу,
являются бессознательными, такой мужчина может напасть на любого человека,
имеющего соответствующий облик.
Даже у взрослого мужчины каждый контакт с внешней феминностью
будет обусловлен наличием такой эмоционально заряженной, глубокой внутренней
драмы. Естественно, мужчина будет переносить свой страх перед травмой и потерей
на свое внешнее окружение, даже если эти переживания существуют в глубине его
психики в виде комплексов. Интуитивно ощущая чудовищную энергию такой
интериоризированной истории и предчувствуя ее потенциальное воспроизведение в
настоящем, он позволяет выйти на поверхность своим давним страхам. Он находится
под воздействием своих детских ощущений власти феминности. С целью самозащиты он
постарается доминировать над внешним Другим или умиротворить его. Поэтому
история взаимоотношений между полами представляет собой печальную мольбу мужчин,
стремящихся к доминированию и контролю из-за своего страха перед внутренней
феминностью. Как только мы видим мужчину, стремящегося к власти над женщиной, мы
догадываемся, что его одолевает
внутренний страх.