Эпидемия мега-университетов

Mar 24, 2008 20:38

(давно не писал чего-либо содержательного)

Россию, кажется, захлестнула новая мифическая эпидемия под названием «мегауниверситеты». Ростов-на-Дону и Красноярск ею активно заболели и сейчас тяжело переносят последствия привития образовательных монстров. На очереди Екатеринбург и Владивосток. На повестке дня создание Большого Евразийского федерального университета на 250 тыс. студентов и Тихоокеанского федерального университета на 100 тыс. студентов фактически с «нуля» в ближайшие годы. Разве это реально?

Большой Евразийский федеральный университет (БЕФУ)

Оцените - сколько превосходства содержится в названии! «Большой», явно не маленький; «Евразийский» - не пойму, что такого в этом евразийстве - Россия - не Россия и не Азия, и даже не Евразия, максимум Азиопа; «федеральный» - это что бы по нацпроекту «Образование» финансирование получить; «университет» - согласен, хотя масштабные планы строительства коммерческого жилья, возведения бизнес-центров на территории будущего университета ставят под сомнение, что университет собираются создавать исключительно для образовательных целей.

А вкратце планы таковы. В 2010 году заложить, а в конце 2011 года открыть на востоке Екатеринбурга первую очередь БЕФУ. Основные параметры в расчетный период (25 лет):
250 тыс. студентов, 25 тыс. преподавателей, 248 тыс. проживающих на территории БЭГУ, 1200 га под застройкой (http://usaaa.ru/beast/tep.htm) и главное - объем инвестиций 359 млрд. руб (ок.15 млрд долл)!. (http://beuc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=55&Itemid=108)

Сейчас в Свердловской области всего ок. 150 тыс студентов, которые учатся не только в Екатеринбурге (в самой столице Урала ок. 90 тыс. студентов). В перспективе их будет меньше примерно в 1,5 раза из-за демографических прогнозов. Соседние регионы не дремлют - Пермский край, ХМАО, Башкирия, Тюменская область активно продвигают свои вузы. Интересно откуда БЕФУ возьмет эти 250 тыс. студентов? Из забитой всеми Курганской области? Логично, что с нуля такой вуз не создать, поэтому решили плавно объединить 18 вузов Екатеринбурга в один и вывести его за пределы города. Гениально. Учебные корпуса в дорогом центре Свердловска отдать под офисы или торговые центры, в ученые и студенты пусть создают свое креативное общество в тайге между Шарташскими болотами и Ново-Свердловской ТЭЦ.

Сложно представить, как собираются объединить Богословский православный институт и Екатеринбургский артиллерийский институт, Уральскую лесотехническую академию и Уральскую государственную консерваторию, Уральскую медицинскую академию и академию противопожарной службы МВД РФ, театральный институт и горную академию и все в один ВУЗ!!! (http://usaaa.ru/beast/chp.htm)

Тихоокеанский федеральный университет

Владивосток в рамках проекта АТЕС-2012 должен преобразиться к 2012 году в динамичный мегаполис по типу Гонгконга с населением более 1 млн. человек (при нынешних то 580 тыс. жителей) (http://apec2012.ru/content/?a=378&s=169&p=1). Такие планы записаны в концепции развития города, которую приходилось рецензировать по долгу работы в ИРП. Под проведение объектов Форума уже выделено 120 млрд. руб. Если не касаться всех фантастических сторон проекта, а остановиться только на университете, то на острове Русском - будет создан кампус университете, как один из объектов Форума. Мне запомнились две цифры - 2 млн. кв. м новых площадей и 50 тыс. студентов и все на сопках острова до которого пока нет постоянного сообщения, а высоководный вантовый мост до 2012 года не построят.
Сейчас губернатор Приморья говорит о 100 тыс. студентов (http://www.expert.ru/articles/2007/04/26/tfy/).

Опять же откуда взять столько студентов. Их сейчас в Приморье набирается едва ли 90 тыс. чел, а в перспективе значительное сокращение. И такого хинтерланда, как у Екатеринбурга у Владивостока нет. Вряд ли на берег Тихого океана в массовом порядке поедут учиться из Твери или Уфы. А еще рядом Хабаровск, который не меньше Владивостока, в котором находятся Тихоокеанский государственный университет и Дальневосточный госуниверситет путей сообщений. Сомнительно, что хабаровчане будут отдавать свою молодежь на учебу во Владивосток. В концепции развития города говорится о привлечении студентов из стран Восточной Азии, не менее 10000 чел. Любопытно кто и чему будет учить корейцев и японцев, качество образования на родине которых несравненно выше российского?!

Власти Приморья также задумались о слиянии вузов города. И что - будет некий конгломерат состоящий из массы корпусов в разных частях города, а в условиях Владивостока, города с очень сложным рельефом и транспортным сообщение университет станет слабоуправляемым. С этим уже столкнулись в Красноярске, где часть СФУ на правом берегу Енисея, а основные корпуса на левом и между ними только 3 моста на которых стоят жуткие пробки (своими глазами видел и готов подписаться под тем, что в Красноярске самые тяжелые пробки среди крупных городов РФ). В итоге чтобы добраться между корпусами СФУ надо не менее часа.

И, наконец, самый большой вопрос - а кто будет учить такие массы студентов. При современном подходе к воспроизводству профессорско-преподавательского состава Россия начнет сильно теряет и будет терять и в количественном и в качественном составе преподавательские кадры.

Печалит меня еще и тот факт, что в России ни на одном из уровней от федерального до университетского нет документированной и четкой государственной политики по территориальной организации высшей школы, что является предметом изучения моей кандидатской диссертации. Как и где развивать высшую школу? По идее этим должна заниматься Федерации, но она этого не делает, как и в других отраслях экономики. У нас каждый регион в угоду своих финансовых интересов пытается продвинуть организацию образовательных исполинов, создание которых отрицательно скажется на соседних регионах. Эти эффекты никто не учитывает и о них видимо не задумываются. Почитайте программу развития Южного федерального университета. Там цель к 2010 году попасть в 100 лучших вузов мира. А какими на каких ресурсах не сказано.

Только вперед, в наше поиндустриальное инновационное нанотехнологическое будущее!!! И ни в коем случае не задумывайтесь почему вперед и вперед ли, ни в коем случае!!!

ЗЫ Пока высшая школа болеет мегауниверситетами, среднюю школу хотят инфицировать уже опробованным «нано-вирусом». Министр образования предложил в школе ввести изучения основ нанотехнологий, для чего уже размещен тендер на разработку оборудования кабинета для нанотехнологий. Предполагается, что стоимость такого кабинета составит 3-4 млн рублей. (http://www.expert.ru/news/2008/03/21/nanoteh/)
Я не против инноваций, но с учетом нашего состояния школьных зданий и комплектов учебников, м.б. на эти деньги закупить в каждую школьную библиотеку классической литературы и оснастить каждый кабинет географии комплектом современных карт?! Дешевле даже выйдет, а эффект для развития личности школьника будет больше. Мне сложно представить как будут в преподавать «Основы нанотехнологий» полуголодные учителя физики в разваливающемся здании какой-нибудь тулунской школы!!! И главное зачем - при нынешнем положении дел эта страна НЕ шагнет в инновационный постиндустриальный мир на нано-коне, а МИФ в совершении этого шага рано или поздно лопнет.

ЗЫ 2 Концепция проекта БЕФУ http://beuc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=40,
О БЕФУ в «Эксперте» http://www.expert.ru/newsmakers/2007/05/08/rossel/
О Форуме АТЕС-2012 http://apec2012.ru

география, Сибирь, общество, личное

Previous post Next post
Up