О Бунине

Dec 03, 2024 19:19

Читал я, читал весь ноябрь Ивана Бунина и решил, что с меня хватит этого писателя. Вроде бы великий русский писатель и поэт, нобелевский лауреат, гений Серебряного века, но наверно я глуп, что после прочтения порядка двадцати его самых известных рассказов и повестей («Жизнь Арсеньева», «Суходол», «Деревня», «Чаша жизни», «Муза», Солнечный удар», «Митина любовь», «Кавказа», «Темные аллеи», «Руся» и др.) у меня сложилось стойкое критическое отношение к его прозе. У Ивана Бунина есть одно прекрасное - это описание природы. Исключительно объемное, подробное, красочное. Красивейшие картины словами, которые одно удовольствие перечитывать. Он передает словами не только изображение, но и настроение, атмосферу места и времени. И эти картины и в школе можно проходить как образцы русской словесности и в личном порядке перечитывать. Но картины природы - это фон для жизни бунинских героев, а они у него двух видов. Первый - это дворяне-нытики, страдающие по ушедшим дням, когда они занимались активной эксплуатацией крестьян, а ныне (конец 19 - начало 20 века) вырождаются в пьянках и безделье в своих ветшающих усадьбах. Иван Бунин прямо страдает оттого, что не ему досталось быть всесильным помещиком, и его отец все прокутил.
Второй вид героев - блудящие мещане, купцы, крестьяне, разночинцы. Бунин придает плотской похоти определяющее значение в делах человека. Герой каждого вышеперечисленного рассказа просто одержим идеей совратить, растлить, получить греховное удовольствие без всяких обязательств.
У Бунина нет вообще образа нормальной русской семьи, где радуются крепкому браку, рождению детей, крепко стоят за Русь и православную веру. Все его герои - одержимые бесами нравственные уроды. Уверен, что он специально создавал образы распутных и пьющих русских, ибо сам был таким и эти образы хорошо ложились на вкусы его французских либеральных читателей. Ежели мир русской провинции описанные Бунины верен, то откуда нам тогда достались с тех времен красивейшие города, дома, храмы, картины и прочее. Вряд ли бесами одержимые герои его рассказов все это создали. И тут важно отметить, что в его рассказах немало церковных сюжетов, но они в большей мере со знаком минус - пьяный отец Кир в «Чаше жизни», темные храмы, скука на Литургии и т.д. Опять же у Бунина нет живого слова Божьего, хотя вроде он был человеком воспитанным в православии.
Зачастую критика нужна и важна. Описания грехопадений полезны для изложения духовного самосовершенствования, что мы видим в творчестве Льва Толстого или Федора Достоевского. Но у Ивана Бунина нет ничего про духовное преображение его героев, нет морали, нет исправления души человека. Его рассказы в духовном и идейном планах бесплодны!
Удивительно, что прочитанные мною том «Избранные сочинения» в 1989 году в СССР был издан тиражом в 500 000 (!) экземпляров. Это какая-то культурная диверсия печатать такими тиражами писателя, который только и знает, что занимается очернением образа русского человека.

Резюмируя, Иван Бунин - одновременно выдающийся певец русского пейзажа и позор русской литературы.

литература

Previous post Next post
Up