"Музыка. Диалог с Богом" (Р. Насонов)

Sep 08, 2021 08:40


Что я знаю и понимаю в музыке? Почти ничего. Слуха нет. Музыкального образования нет. Но музыка часть духовной культуры и определенный ликбез просто необходим. Посему был очень рад встрече в магазине "Сретение" с трудом музыковеда Романа Насонова "Музыка: диалог с Богом от архаики до электроники", выпущенном в 2021 г. издательством "Никея". Эта книга является в некотором роде продолжением труда Лилии Ратнер "Искусство. Язык Бога", которая несколько лет назад открыла мне новый взгляд на творчество выдающихся художников мировой истории.




Аналогично произошло и работой Романа Насонова. Православный человек, культурный и вдумчивый писатель, знаток музыки предлагает моему вниманию добротный труд по истории мировой музыки как части формы богопознания. Основное внимание в книге уделено конечно христианству и европейской музыке, т.к. современная мировая музыкальная культура выросла в христианской Европе. В книге 18 глав расположенных в хронологическом порядке, каждая из которых посвящена или определенному периоду в истории музыки или отдельному музыканту. От древней Греции и раннего Средневековья до современных авторов электронной музыки.
В каждой автор рассказывает о творческом поиске героя повествования, его находках и новациях музыке, а главное в его поиске ответов посредством своих произведений на большие духовные вопросы. Крайне интересно читать о материи, которую мне невозможно постичь - духовный поиск Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера, выраженный в их произведениях. Смыслы произведений, соотвествие их конфессиональным воззрениям. Проникаешься уважением к интеллектуалам прошлого и чувствуешь себя глупым потребителем красивых мелодий.

Наиболее запомнилось два пассажа - И.С.Бах - был последним великим композитором-христианином, выразившим в своем творчестве настоящую радость от встречи с Богом. А "9 симфония" Бетховена - последнее великой произведение, объединяющее христиан в славословии Господа.

Что примечательно, у Насонова нет главы о православной музыке. Рассказы о творчестве Римского-Корсакова и Шостоковича скорее характеризуют их как атеистов, а Джон Тавенер (последняя глава), хоть и принял православие, но в равной степени внимал разным культам.

Каждая из глав книги сопровождается ссылками на произведения музыкантов, которые рекомендовано прослушать. Уже третью неделю слушаю, но прохо уразумеваю. ПОчему не уразумеваю, потому что живу в 21 веке, когда рядовой член общества потребителей не способен сконцентироваться и понять. Об этом великолепно автор пишет в начале 17 главы.
Но слушаю с удовольствием, особенно Мессу Баха и девятую симфонию Бетховена.

музыка, литература

Previous post Next post
Up