Ежегодный обзор высотного строительства: 2021 - Часть 1 "Тренды"

Aug 18, 2021 18:13

Дню географа посвящается…

В 2020-2021 гг. несмотря на ковид и экономический спад в Москве велось активное высотное строительство, тогда как в регионах ощущался спад в строительстве высоток.
Подготовка очередного ежегодного обзора высотного строительства заставила задуматься о том, как сказалась ковидная пандемия на строительстве небоскребов в России. Вижу несколько аспектов влияния:
1. Современные небоскребы - это, прежде всего, жилье для богатых людей. Пандемия, как и почти любой иной кризис, сопровождается ростом расслоения общества, в ходе которого наиболее богатые становятся еще богаче. Сверхдоходы направляются в приобретение недвижимости во все более дорогих зданиях. Вдобавок небоскрёб с его видами на верхних этажах подчеркивает возвышенное положение элиты над остальным обществом. Сверхдоходы концентрируются в Москве. Полагаю именно этим в условиях кризиса можно объяснить бурный рост люксовых небоскрёбов в столице за последний год. С прошлого лета в Златоглавой стартовало более десятка новых проектов, тогда как в регионах уже третий год нет ни одного нового небоскреба.

2. Ковид ускорил отток офисного плактона из стеклянных башен в жилые помещения. В н.в. в России вообще нет ни одного реализуемого проекта строительства офисного небоскреба, кроме штаб-квартиры Роскосмоса.
3. Строительство небоскребов дело материалоёмкое. Последние месяцы наблюдается беспрецедентный рост цен на стройматериалы. Значительная часть строительных и отделочных материалов для создания люксовых зданий поставляется из-за рубежа. По всему миру из-за ковидных ограничений отмечается нарушение логистики и удорожание доставки товаров. Это приводит к остановкам отдельных проектов, где инвесторы не способны компенсировать растущие расходы. За год заморозилось ряд знакомых зданий.

Бум высотного строительства элитной жилой недвижимости в Москве полагаю фиксирует еще несколько негативных процессов в стране в целом:
А. Рост пространственной поляризации между Москвой и остальной Россией. Каждый люксовый небоскрёб - это десятки и десятки миллиардов рублей сначала инвестиций, а затем средств на покупку и обстановку квартир богачей. И одновременно - изъятие денег из экономик провинции, недофинансирование ее потребностей в развитии транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры. Иначе говоря, вместо одного стеклянного небоскреба в Москве можно было бы построить целую линию метро в Новосибирске, ликвидировать весь аварийный жилой фонд в N-ской области или построить несколько десятков школ и детсадов, закрыв вопрос со второй сменой.
Б. Тревожно, что в регионах нет новых высотных проектов, что означает все большую концентрацию денег и людей в Москве. Амбициозные города, вроде Екатеринбурга, Казани, Владивостока, Сочи, не пробивают знаковые для себя проекты. Гиперцентрализация нарастает.
Вв. Элитная жилая недвижимость возводится максимально закрытой для всех и одновременно из-за ее размера вызывающе наглядной (плебс видит покрытый камнем, металлов и стекла небоскреб патрициев из любого конца города), что поднимает вопросы социальной справедливости. Если в советские годы и даже в 1990-2000-е гг. небоскребы были преимущественно общественными зданиями (офисными, учебными, научными), построенными условно для всех. То сейчас они создаются десятками тысяч людей для считанных обеспеченных граждан и функционируют в максимально закрытом режиме. Мое родное Главное здание МГУ было и есть местом проживания, работы и учебы для всех от богатых до талантливых бедных. А башня «Федерация» и им подобные артикулируют исключительность и недоступность. Характерно, что в Москва-Сити где построена масса жилых высоток так и не появилось больших культурных пространств. Киноконцертный зал главного ядра не могут достроить уже много лет, да и то он вроде как должен трансформироваться в элитный бассейн для жителей окрестных домов. Аналогично и с общегородской площадью в Москва-Сити. Она так и не достроена.
Г. Активное высотное строительство разбалансирует экономику Москвы. Точечное создание гигантских башен оказывает давление на транспортную, коммунальную, общественную инфраструктуру города, порождает дефицит мест приложений труда, учебы, лечения. В большинстве своем градостроительство не успевает за строительством высоток, что создает социальные конфликтные ситуации.
Д. Многие проекты высотной застройки вызывают протесты со стороны горожан, особенно когда они возводятся вплотную к существующим зданиям. Ряд проектов из-за активистов затормаживаются или замораживаются. Преимущественно это касается региональных центров. В Москве строители небоскребов не обращают внимания на общественное мнение. Стоит отметить, что общественность бывает разной от откровенных лудитов, трясущихся над любыми памятниками старины, до вполне вменяемых горожан, требующих соблюдения прав на солнце в своих окнах и места во дворах. Полагаю, что тренд на сопротивление градостроительной активности будет только нарастать и тормозить тем самым развитие высотного строительства, местами повышая его качество.
Е. Молодежь, подростки тянутся за дольче-витой которую им показывают успешные тиктокеры на фоне небоскребов. У зумеров формируется представление о жизни в высотке как о некое заманчивой мечте, цели жизни. Отчетлива видна мода на урбанизм. Понятно, что купить квартиру в 100 000 000+ рублей получится только у немногих. Остальные стремятся на высокие этажи в здания экономкласса. Их в Москве обеспечивает компания ПИК, которая отравила своими «парками» градостроительный облик уже почти всех районов (кроме центра). В остальных более-менее крупных городах также дома от 20 до 35 этажей становятся нормой, но в большинстве своем это дешевое жилье для миллениалов и зумеров. Это, повторюсь, яркие свидетельства алчности застройщиков, выжимающих максимум квадратных метров с участка, и бедности покупателей.

Оранж-парк (Москва, Котельники) (здесь и далее всего фото взяты с сайта https://www.skyscrapercity.com/)


Ж. Поставленные где попало, высотки разрушают архитектурный облик городов. Будучи в массе своей безликими брусками с тысячей окон и кислотной расцветкой панелей они привносят безвкусицу в городскую ткань. Русские (да и не только) города становятся издалека похожими друг на друга частоколами коробок и стен из высоток. Поскольку почти везде застройщики упираются в планку 75 или 100 м высоты, то пейзаж обычного города-миллионника в России становится монотонной массой, если он не разбавляется горами и/или крупными водными объектами. Прежние доминанты в виде колоколен утрачены (они просто ниже), новых не появляется.

К примеру, несколько фото центров крупнейших городов России:

Пермь


Барнаул


Новосибирск


А теперь собственно к обзору высотного строительства в России.

Москва, география, общество, урбанистика, градостроительство, города, небоскребы

Previous post Next post
Up