Полтора месяца в начале 2021 г. провел вместе с фундаментальным трудом саровского историка Валентина Степашкина "Серафим Саровский", вышедшим в 2018 г. в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия".
Если выразить мысли по прочтению книга одной фразой, то как был для меня Серафим Саровский великим и непостижимым, так и остался, несмотря на то, что книга дала исчерпывающие сведения о его биографии.
Книга "Серафим Саровский" есть отличный пример качественного труда историка, основанного на многолетней работе в архивах, поиске источников по самым разным вопросам биографии человека. В 18-19 веках мелкий курский купец, коим был Прохор Мошнин до прихода в обитель, конечно оставил некоторый «цифровой след», записи в имперской переписке и делопроизводстве. Здесь не надо строить гипотезы о правдивости и датировке событий как в случае с Николаем Чудотворцем или Андреем Рублевым. Но с другой стороны немало в биографии Прохора Мошнина и пропусков, загадок, разгадка которых составляет особое удовольствие профессиональных историков.
Второе неясное мне обстоятельство малого цифрового следа о преп.Серафиме заключается в том, что он 17 лет принимая у себя в келье тысячи паломников, имея всероссийскую известность и будучи образованным человеком не оставил ни сам ни в воспоминаниях его посетителей никаких прижизненных документальных записей. И только через несколько лет после его кончины начали писать его биографии, публиковать воспоминания, наставления. Особенно преуспел в этом Николай Мотовилов. Автор книги обоснованно доказал, что верить психически нездоровому Мотовилову нельзя, но зачем то поместил в конце своего труда знаменитые Беседы о стяжании Святого Духа. Их я не стал читать и пропустил. Почему о монахе Серафиме никто ничего не писал при его жизни? Да, он был не митрополитом, а рядовым монахом одного из монастырей, но все же?!
При всех достоинствах труд Степашкина мне показался слишком академичным. Он пишет о Серафиме Саровском весьма отстраненно. Почти весь объем книги посвящен не герою, а миру вокруг него и с ним связанным - семья, монахи, вскрытие мощей. В итоге получаются отдельные истории рода Мошниных, Саровского и Дивеевского монастырей и т.д. Документы, факты, противоречия, в этих мудрованиях автора под конец наскучивает копаться. Куда продуктивней было бы создать образ великого русского святого. В книге все есть, но теплого образа героя, увы нет. Или он создан нечетко. Я так и логически и не понял почему Серафим Саровский является самым известным персонажем истории минимум трех регионов России - Нижегородской и Курской областей и Республики Мордовии, с ним связаны крупнейший в России женский монастырь в Дивеево и один из крупнейших мужских обителей в Сарове?! А м.б. Серафим Саровский, один из самых популярных граждан России за последние последних 200 лет, и должен быть таким безмолвным и непонятным. И все просто в его загадке, которой нет. Был в начале 19 в. монах-молитвенник, монах-отшельник, монах-молчальник и не нам судить о том, каким он был, ибо непосильно повторить его подвиг. Наверно, преподобный Серафим один из тех Отцов Церкви в которых надо просто верить и не задавать лишних вопросов.
P.S. Появилась мечта - побывать в Саровском монастыре, на Ближней и Дальней пустыньках, но как ее осуществить? За 20 лет моей сознательной жизни этот город так и не изменил своего строго режима посещение, и нет надежды на то, что когда-нибудь он откроется для паломников.