Зачем для детей писать сказки?

Oct 03, 2019 18:41


Мысли из предисловия к моему сборнику сказок "Сказки осеннего мегаполиса".
Он называется осенним неслучайно. Все сказки написаны осенью 2018-2019 гг. в Дзержинском и Москве, когда уже поздно по вечерам в парке гулять и есть больше времени перед сном им понапридумывать разных сюжетов.
Моя семья 95% времени года проводит в большом городе, дети растут в высокоурбанизированной среде. Поэтому им не очень интересно слушать классические "Русские народные сказки". «Пошла Маша в лес с подружками за грибами...» или «Пойди, по сусекам поскреби…». Разве такое возможно?! Сейчас ребенка во двор не отпускают одного гулять, а не то, что в лес по грибы. А сусеки заменили стеллажи в Ашане или ВкусВилле.
Деревенский быт из народных сказок пропал даже в обычной деревне, а в большом городе и подавно. И затем на его основе учить детей?! Разве что в плане культурного развития свозить их пару раз в год в настоящие глухие деревни Каргополья или в постмодерновые «деревни» разного качества от Вятского и Совхоза Ленина до Этномира или Усадьбы Деда Мороза. Оттого, куда больше им нравится, когда герои старых сказок живут в их времени и пространстве. Начав от классических героев Колобок, Серый волк, Репка, Мойдодыр, я перешел к новым героям (Мароан, Кряма). В городах и районах новостроек вроде Марьино положительных героев и мифов дефиците, посему их надо создавать. Их детство проходит среди грустных однотипных башен и парковок, где нет места волшебству, сказке, фантазии. И оно должно появиться, быть сконструировано родителями, заселено в кварталы и районы. Дабы дети воспринимали Марьино или Мурино, как свою землю, где точно должно быть место сказке.

И грустно и неизбежно от осознания того, что для современных детей среда торгового центра и, еще хуже виртуальной компьютерной игры, является привычной и естественной, а лес, поле и даже село - чужая, опасная, страшная среда. Жизнь в мегаполисе ведет к одиночеству, но при этом человек всегда в толпе других. И урбанистические сказки должны тем самым учить ребенка с одной стороны не впасть в одиночество, а с другой не устать от людей, учить их коммуникации в плотнонаселенном мире.
Да, сказки, конечно, должны быть смешными, добрыми, веселыми, обязательно поучительными. В них я стараюсь до детей донести дух, «мейнстрим» времени, в котором они живут. Но сказки должны также рассказывать ребенку, что он живет в безУмно (в обоих смыслах) богатом и жестоком городе. Через сказку дети должны получать модели поведения в авторитарном цифровом мегаполисе, сгустке несвободы, соблазнов и страстей. Чтобы когда они выйдут из-под крыла родителей смогли адаптироваться к жизни в нем, а главное сохранили свою личность и способность отличить правду от лжи. Сказки просто необходимы для воспитания ответственного соседа, горожанина и гражданина, как храм для христианина.
Родители сами должны читать и рассказывать детям сказки. Ни Алиса, ни «Окей гугл» на смартфоне, а живая речь близкого человека, что быстро уходит из современного мира. Дети хотят слушать сказки по вечерам и эта одна из небольших возможностей откликнуться на их желание слышать и слушать старших в семье. И этот канал трансляции правильной, с точки зрения моей семьи, картины мира не надо упускать. Именно для этого я написал эти сказки.
Прекрасно отдаю себе отчет, что мои сказки, далеко не сказки, и я не детский писатель и даже близко не претендую на эту роль. В них местами примитивный сюжет, сложные предложения, просторечные обороты, идейные штампы, много слов из взрослого мира (которые и так быстро без меня проникают в детский мир), и еще много пунктуационных ошибок. Но это все поправимо со временем, а дети хотят слушать и читать папины сказки сейчас.

общество, детское, сказки

Previous post Next post
Up