"Гремячевские родники" (ко Дню города Дзержинского)

Sep 02, 2017 22:01

Только что на центральной площади города отшумел салют по случаю Дня города. Красота.



Дзержинский. Площадь Дмитрия Донского. 2 сентября 2017 г.

Днем на площади купил книгу местного краеведа Людмилы Скоробогатовой "Гремяческие родники". К празднику фото города ранним утром 1 сентября сего года.



Некоторые соображения о празднике и книге далее


Буквально за два дня прочел книгу Л.И.Скоробогатовой. Она бесхитростная. Воспоминания и небольшие очерки о деревни Гремячево, уроженкой которой является автор. Истории почти не складываются в общую мозаику ввиду свой разнородности, но оставляют общее ощущение.
Еще недавно, почти вчера там где сейчас стоит современный город Дзержинский была сельская местность, стояли деревни, в которых жили и трудились, воевали и восстанавливали. Были свои герои и негодяи. И этих малых историях, с большой любовью собранных автором, в этих фотографиях, и есть подлинная история и нашей страны в целом и города Дзержинского в частности.
Живописные деревни Гремячево, Кишкино, Алексеево с их полями, лугами, огородами и перелесками - все эти деревни как Атлантида ушли под землю во второй половине ХХ века, уступив место весьма неприглядному урбанистическому образованию которое называется ныне город Дзержинский. Еще 25-30 лет назад параллельно существовали многоэтажки с современной для нас средой и деревенские дома под их окнами. Последний дом деревни Гремячево (т.н. дом художника) видел своими глазами у родника в 2008 г. Еще один дом на улице Овиновка среди гаражей и промышленно-складских строений стоял до недавнего времени. От многовекового деревенского наследия Угрешской земли остались лишь названия улиц и пожилые жители. И исключительно важно, чтобы в день города именно их голоса были первыми. Уверен, что должна сохраниться преемственность.

Но у нас все иначе. День города, вместо праздника единения горожан со своим городом (как это сейчас реализуется в рамках празднования 870 летия Москвы), превратили в пустой по смыслу набор мероприятий, который с подобным успехом можно было провести в любом городе N. Понатащили палаток с кошмарными безделушками, батутов для детей в виде монстров, а со сцены на центральной площади которую установили аккурат между двумя храмами, орала бритая девица по-английски. + открыли очередной бульвар (без деревьев) с балясинами. Бессмысленно. И даже мерзко.
Ибо вечером в субботу в храмах под ревущую музыку со сцены шло вечернее богослужение и старушки получили по словам игумена Анастасия представление о том каким будет конец света, светопредставление. Действительно горстка сильных духом в утлом корабле христовом среди моря пьяной молодежи. Как по мне не стоит более духовенству города участвовать в этих ежегодных шабашах.
С другой стороны, а разве можно что ожидать иного от нашего светского руководителя города, если наш мэр уже которой год не может со сцены поздравляя нас с праздником даже правильно произнести название города (то Дзержинка, то Дзержинск), путается в его возрасте. В частности на баннере было написало 1380-2017, а мэр сказал, что мы отмечаем лишь 36 род рождения. История началась у города оказывается в 1981 г., когда поселок Дзержинский получил статус города. А как же монастырь, деревни, "древняя угрешская земля"?!!
Вопрос сколько городу лет действительно сложный. И 1380 год дата легендарная, но 1981 г., когда это был уже сформировавшийся конгломерат поселков и остатков деревень, дата поздняя. Становление города происходило постепенно. И я бы либо использовал принцип первого достоверного упоминания Николо-Угрешского монастыря в летописных источниках (1519 год), или дату присвоения поселку при трудкоммуне имени Ф.Э.Дзержинского (1936 г.). Именно в 1930-х гг. поселок шагнул за стены монастыря и начал активно отстраиваться именно город.

В любом случае День города - ключевой повод связать себя с достижениями и вызовами того места где живешь был практически не осознан и потерян, уступив место гедонистскому пиршеству обезличенного постмодернистского общества. А эта толпа на площади уже увы не город, а просто толпа.

история, литература, Дзержинский

Previous post Next post
Up