Последние дни достаточно много читал и думал о Расколе. Все-таки наряду с Революцией 1917 г, Раскол является важнейшим событием истории страны и крупнейшим гражданским конфликтом. Однако если событиям столетней давности сейчас уделяется много внимания, то 350-летие начала Раскола практически осталось незамеченным. Хотя не извлечённые из него уроки стали одной из причин тотального гражданского конфликта 100 лет назад.
Из запасов книг, приобретенных на Нон-Фикшн в прошлом году достал книгу историка Дмитрия Урушева "Русское старообрядчество: культура, история и традиции". С интересом прочел. Что можно сказать - о культуре и традициях в ней почти нет ничего, зато история дана внятно, занимательно, последовательно с хорошим иллюстративным рядом. Видно автор постарался, проработал огромный массив биографий/житий видных деятелей старообрядчества, попытался дать историческую канву событиям древлеправославии.
Вместе с тем книга оказалась достаточно тенденциозной. Буквально с первых же страниц автор показал себя адептом Русской православной старообрядческой церкви и все дальнейшая история велась с позиции именно этой организации, непримиримой как к новообрядцам, так и иным старообрядцам. Посему книгу честней было бы назвать "Очерки истории РПсЦ". Уж больно резко он рассказывает о патриархе Никоне и царе Алексеем Михайловиче, кажется нисколько не сомневается в том что Петр Великий - АнтиХрист, выдавая тем самым себя как историка-любителя, а не профессионала. Повторюсь, что в целом очерки написаны занятно.
.... И главное они дают ощущение той масштабной драмы, что представляет из себя Раскол и преследование одной части русского общества другой. Запредельная жестокость царизма и Синодальной церкви по отношению к старообрядцам иррациональна и сродни геноциду собственного народа. Она доводила староверов до больших ересей, когда они из православных будучи отвергнутыми доходили до сектантских гнусностей хлыстовщины.
320 лет системного издевательства над староверами с одной стороны закалили в них веру, но с другой как породили всякие кривотолки, так и обозлили, превратив их на генетическом уровне в религиозных фанатиков. Автор тому являет хороший пример.
Опять же с одной стороны в большей степени церковные реформы Никона на мой взгляд принесли больше вреда чем блага, разрушили устои нашей церкви и оттого историческая правда именно за старообрядчеством. Но в XXI веке мир совсем иной. За прошедшие 350 лет и новообрядческое течение православия и старообрядческое, набрались как свидетельств истины Православия (через труды святых), так и массу всякого рода т.н. традиций, умозаблуждений, не имеющих под собой христианской сущности. Несмотря на вредное влияние латинства на РПЦ в ней богословие, догматика, литургика развивались более успешно, чем в среде старообрядцев, которым даже приходские училища не давали открыть.
От прочтения книги у меня так и остались открытыми вопросы о том, а как эволюционировало старообрядчество за 350 лет, как оно отвечает на запросы XXI века, какова его культура??? М.б. есть более серьезные авторы по этой теме?