Как я уже говорил, в городе-герое Туле крайне мало книг собственно от том, чего героического, выдающегося сделал этот город. Поэтому я крайне обрадовался встрече в музее «Некрополь Демидовых» с уже пожелтевшей книгой И.Н.Юркина «Тульский завод Демидовых».
В Туле раскрылся талант Никиты Демидова и через него Россия получила самую современную на то время черную металлургию в Европе. Чем не повод для гордости и познания этого эпохального значения металлургического завода Никиты Демидова в Туле. Но в действительности о нем мало известно.
Автор по крупицам собирая информацию скупулезно и явно с любовью к описываемому объекту рисует нам многоплановую картину рабоы предприятия, которое стояло на границе эпох - от практически ремесленной металлургии к металлургии мануфактурной. Той, что позволила Туле перейти к массовому производству оружия и фактически сформировать стержень ее генетического кода.
Как пишет Юркин завод вероятно построен в 1695 г., вероятно окончательно закрыт в 1755 г. Он то работал, то стоял. Был реконструирован при Акинфии Никитиче Демидове до одного из самых современных в Европе. И всю свою историю занимался оперативным выполнением заказов для нужд государства (армия и флот) и императорского двора (трубы для дворцов и т. п.). Работал с весьма низкой рентабельностью т. к. именно государство устанавливало цены на продукции и делало основные заказы, но тем самым Демидовым разрешалось продавать на экспорт железо уральских заводов, лучшее в мире (содержание железа до 99,9%).
Тульский завод Демидовых сформировал по сути один из первых промышленных районов в России, дал начало кластеру производств, а сам канул в лету. При его создании и расширении была построена почти километровая плотина через р. Тулицу, создана совместная с тульским оружейным заводов гидросистема. Цеха отстроены в камне. Доминантой в архитектурном ансамбле был большой двухэтажный дом заводчиков Демидовых. И все пропало - дом, который бы сейчас памятником архитектуры федерального значения разобрали на кирпич и даже вынули щебень из под фундамента. Завод разобрали, а плотина, деградировав, расползлась и сейчас не осталось ни пруда, ни гидросистемы и даже с археологическими данными сложно. Хотя завод еще стоял в 1780-е гг. Он оказался никому не нужен.
Странное это семейство Демидовых - первые два поколения Никита Демидович и его сын Акинфий Никитич - титаны, созидатели, а последующие преимущественно транжиры, которые за 3-4 поколения только и делали, что проигрывали и пропивали дедовские достояния, обирая заводы и ссорясь друг с другом. Так в музее «Некрополь Демидовых» с гордостью рассказывают о Григории Павловиче Демидове, который большую часть жизни провел на широкую ногу во Флоренции, купил там титул князя Сан-Донато, финансировал реставрацию мозаичного убранства собора Санта Мария дель Фиоре. Купил виллу Медичи, строил дворцы... Да, Италии он оставил замечательные образцы архитектуры и культуры, но создал он это на труде крепостных в т.ч. и тульских заводов. Таким не стоит гордиться. Если бы он построил в Туле то, что создал во Флоренции и Риме, в нее бы был значительно больший поток туристов. Но история не имеет сослагательного наклонения.
Сейчас на месте завода Демидовых пустырь. В центре города пустырь на берегу двух рек. Туляки так ничего и не построили на месте легендарного завода. М.б. прав автор книги в том, что стоит воссоздать тульский завод. Пусть это будет новодел, но он был бы мощным культурным и туристическим объектом, подобно Северской домне в Полевском. Но до Полевского далеко, а Тула рядом.