В День народного единства как никогда кстати закончил чтение «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна, которое на день рождение мне подарили коллеги. Интереснейшая книга. Это фактически первое комплексное описание России, сделанное австрийским дипломатом Сигизмундом фон Герберштейном в 1549 г. по итогам своих поездок в Москву в начале XVI века. Книга в средневековье стала настоящим бестселлером и при жизни автора выдержала пять изданий на разных европейских языках, т. к. рассказывали жителям Европы о загадочной Руси - впервые о первого лица. Что и говорить - Сигизмунд с его 40 летним дипломатическим стажем был первоклассным наблюдателем и писателем.
Книгу интересно читать оттого, что она хоть и написана 500 лет назад, но написана доступным для современного читателя языком, оборотами речи и т. д.
Это не летописи, а именно комплексное описание страны и ее соседей.
Читая о придворной жизни и жизни московских обывателей XVI века, приятно осознавать, что многие модели поведения, традиции существуют и поныне, в т.ч. благодаря Русской Православной церкви. Мы также думаем и ведем себя как средневековые московиты, а европейцам как теперешним так и в лице Герберштейна они не понятны и не приятны. Конечно научно-технический прогресс и общественное развитие во многом поменяли Русь, но к моему удивлению не настолько сильно, как может показаться. И в том единство нашего народа.
Возвращаясь к сегодняшнему празднику. Читаешь зачем приезжал Герберштейн и столько параллелей с нашим веком.
Ситуация: начало XVI века - в Москве правит подлинный тиран (по мнению автора) великий князь всея Руси Василий Иванович. Русь, Руссия и где живут русские в понимании автора - это страна между Ледовитым океаном, Волгой и Черным морем, в которой большую часть занимает Московия или Руссия, а западную часть Великое княжество литовское и руское. Руссия отобрала у Литвы Смоленск (читай Смоленскнаш) и требует остальные русские (отеческие) земли. Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому это не нравится. Священная Римская империя (читай Евросоюз во главе с Германией) - подлинный конгломерат всяких княжеств пытается подмять под себя восточно-европейские государства (в частности Венгрию) и одновременно очень боится татар (Османскую империю), (ныне боится просто арабов и в частности ИГИЛ (организация запрещенная в РФ)). Император Священной Римской империи (читай глава Евросоюза) из Вены оправляет посла (С.Герберштейна) в Москву с предложением помириться с Польшей-Литвой. При этом вдобавок поручается вести всякого рода разведывательную деятельности (европейским властям-королям крайне не нравится протестанизм, а у русских его нет и им интересно как они сохраняются от этой современной для того времени идеологической заразы). Вдобавок послы должны предложить московскому князю вступить в антитурецкую коалицию христианских государств (при этом не мешает Ливонии и Тевтонскому ордену считать русских неверными и вести крестовые походы против них). Герберштейн приезжает в Вильну (Вильнюс), где совсем не собираются мириться с московитом (великий князь в книге олицетворен со страной) и не понимают зачем в Вене решили помочь ему помириться с Москвою без их просьбы. Поляки-литовцы подозревают, что в реальности Герберштейн едет в Москву наоборот натравливать русских на поляков, чтобы поляки не смогли помочь венграм, которых как раз и хочет лишить независимости Вена. Поляки вроде и не против мира, но только если вернут Смоленск (Крымнаш), а чтобы принудить московита к миру параллельно дипмиссии выдвинули войска и осадили Опочку (начали бомбить Донецк). Герберштейн прибывает в Москву. Василий Иоаннович быстро его раскусывает и объясняет русским по белому - если поляки хотят мира, то пусть присылают послов в Москву (без посредников договоримся), и пусть прекратят осаду Опочки (которую быстро отбили московские войска). Герберштейну сказать нечего и он многие месяцы мается в Москве, наблюдая за русскими.
Что в итоге: Смоленск полякам не отдали, перемирие заключили в Можайске (в Москву после осады Опочки (ныне город в Псковской области) царе поляков не пустил), очередная война с Польшей состоялась через несколько лет за бывшие
А для нас какая мораль:
- 500 лет - а ничего глобально в отношениях с Европой не меняется. Такие же лживые предлоги и предложения для России.
- С поляками надо быть осторожней. С ними у нас многовековые недопонимания.
- Русские своей земли не отдадут, а чужая нам не нужна.
Читайте Сигизмунда Герберштейна...