«Санкт-Петербург. Образы пространства» (Г.Каганов)

Dec 08, 2013 19:28

Скоро ждет меня встреча с городом на Неве, который при каждой поездке открывает все новые стороны и оставляет места для следующих посещений. При этом чувствую себя обязанным готовиться к каждой встрече с Петербургом и в этот раз прочел книгу Г.Каганова «Санкт-Петербург. Образы пространства».
Книга повествует об эволюции художественного изображения города, прежде всего объемов его пространства и эволюции характера города и его жителей. Автор выдвигает тезис, что наилучшим способом понять каким был город в таком-то году - обратиться к полотнам, ибо художники,  пропустив через себя идеи своего века показывали пространство с той позиции, которая была актуально именно тогда.
От пустынного города на берегах Невы мы за страницей к странице переходим к городу-триумфу, городу-мифу и городу-мечте Петра I, в котором за величественными европейскими фасадами скрывался подлинно русский город. Потом барокко, классицизм, ампир, эклектика… Менялся мир, а за ним и город и художники, его изображавшие. В итоги полотна то наполняются людьми, то они пропадают, то пространство подавляет, то наоборот говорит об уюте, оно то печально, то торжественно. Крайне любопытны параллели между изменением женской моды и изображением пространства города - женское платье становилось более свободным (ампир, 1920-е гг.), городские пейзажи изображались более легковесными, платья утяжелялись (1850-е гг.), пространство тоже наполнялось….

Книга крайне любопытна до 1950 г., но послевоенная его история в изобразительном искусстве дана как-то весьма коряво и фрагментарно. Складывается ощущение, что в 1950-80-е гг. Ленинград рисовало лишь несколько сугубо абстрактных и депрессивных художников. А после 1980-х гг. его вообще не изображали. Иной слабостью книги является полное отсутствие в ней рассказа о пространстве города вне исторического центра, нет 4/5 территории города, нет моря, нет пригородов. При всей ориентированности Питера на его исторический центр совершенно неверно только говорить о нем и умалчивать об остальном городе.

В сухом остатке, мой культурный базис наполнился несколькими фамилиями художников и их картин, несколькими ракурсами видов города и историей как идет эволюция города и его восприятие. 

история, Санкт-Петербург, литература

Previous post Next post
Up