Мельников-Печерский «На горах»

May 30, 2013 23:11

Почти всему когда-то приходит конец, как бы ни было жаль. Так и мне вчера было грустно расставаться с героями дилогии Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Полтора месяца и 2000 страниц я провел с ними и каждую последнюю страницу старался читать все медленней и медленней, но и ее пришлось перевернуть. Точнее кликнуть, ибо это была первая крупная книга прочитанная в электронном формате с которым свыкся.

Нет слов. «На горах» - величественная картина русской жизни, едва ли не наиболее масштабная из тех, что я встречал в литературе. Продолжая повествование «В лесах» автор знакомит нас с миром жизни степного Черноземья, определенного антипода залесенного Заволжья. покниге появляется образ города и ярмарки, с подробным описанием взаимоотношений купцов и торга как такового. Книга настоящее пособие по деловой культуре русских конца 19 в.

В книге Россия и ее народ предстают многоликой и живой империй. Подробные описания быта хлыстов, старообрядцев, никониан, рисуют многообразие духовных практик русских. И это удивительно, т.к. в наш век кажется нет столь мощных общественных дискуссий о вере, справедливости и других базовых вопросах бытия человека. Русское общество как в селе, так и в городе полнокровно и в нем даже мне было бы интересно жить. Очень много параллелей с современным днем. 150 лет прошло - технологически мы изменились, но общественные отношения сохранились.

Как и сейчас на Руси в то время во главе угла стояли деньги, и автор дает массу сюжетов об их великой силе - за деньги хлысты покупают православных священников, за деньги купцы покупают молитвы старообрядцев, раскольники же покупают благосклонность чиновников, покупаются жены, покупается доброе имя. Из-за денег общество сугубо неоднородно, и несмотря на кажущуюся непорочность - глубоко развращено и гнило. Да, внешне многие правила приличия соблюдаются, но духовность весьма низкая. Уже тогда - за 50 лет до революции.

У Мельникова-Печерского нет лубочных персонажей. Они настоящие оттого, что поражены разными грехами, они болеют, обманываются, умирают, предают. Чувствуется прадвивость в повествовании.

Финал книги относительно скоротечен - ключевые сюжетные линии доведены до логической точки, героев отставляет в покое. И только одна тема не завершена - судьба старообрядчества.
Автор в книге появляется очень аккуратно, в самом конце в образе некоего петербургского чиновника, который погубил все скиты на Керженце. Но последнее предложение, говорит о том, что и после разгона раскольники собрались и восстановили свой мир. А это значит, что и повествование может продолжиться… И, вероятно, личная борьба автора может продолжиться.

Но насколько я понимаю Мельников-Печерский книгу дописывал уже не будучи воином православия и вероятно понимая, что продолжения не будет. Оттого судьба раскола и больше православия, а, следовательно, и всего русского народа остается подвешенным вопросом всего произведения. Стоит отдать должное автору, он не занимает книгу серьезными философскими пассажами, как у Толстого или Айн Рэнд. Мировоззрение героев понятно, героев много и это дает составить представление об общих проблемах и мировосприятии народа, но без лишнего догматизма.

Чтение «На горах» побуждает к познанию многого - это и история религий, особенно старообрядчества и ересей, как хлысты, и география Нижегородской области, и история купечества, и в целом история хозяйствования в Российской Империи 19 века.

На мой взгляд, «В лесах» и «На горах» из разряда минимума культуры русского человека. Дилогия безусловный участник списка 100 книг составляющих геном русского человека, ибо они собственно и показывают ключевые характеристики генома в широкой палитре героев.

Читать обязательно, а у меня в программе «История Тверской земли» и «Идиот» Достоевского.

литература, православие, Нижегородская область

Previous post Next post
Up