На выходных съездил с друзьями из Москвы в Россию. Именно так хочется назвать свою поездку на север Липецкой области (Елец-Лебедянь-Данков-Полибино-Муромцево-Лев Толстой-Чаплыгин). Рассказ с фотографиями будет позже, а сегодня скорее впечатления от пути и подготовке к проездке, которое весьма хорошо характеризует нашу российскую действительность. Четыре молодых человека захотели получить туристические услуги в своей родной стране, вложив время и деньги в не в итальянские города, а в липецкие и что из этого вышло.
г.Елец. 18.08.2012 г.
Для внутреннего туризма при наличии спроса важнейшими факторами являются туристическая привлекательность и инфраструктура и транспортная доступность.
Туристическая привлекательность
Сбор информации перед поездкой обязательная процедура, призванная дополнить имеющиеся знания и список мест для посещения в этом случае привела к весьма нудной систематизации материалов о таких интересных городах как Елец и Лебедянь. О Данкове, Чаплыгине вообще кроме Википедии читать нечего. Главной проблемой стали карты городов - их нет ни в продаже, ни в нормальном качестве и графическом исполнении в интернете. Пришлось скачивать генплан Ельца и по нему ориентироваться. И если в Лебедяни нашелся проект типа викиэнциклопелии по городу, то в Ельце полный хаос. При этом узнал, что в Ельце действует некая туристско-рекреационная зона (ТРЗ) и туристско-информационный центр (ТИЦ). Обрадовался. Рано обрадовался. Сайт ТИЦ не работает, дозвониться невозможно (два дня попыток), сам ТИЦ находится где-то на окраине города в одном из корпусов местного вуза. Вопрос - зачем он тогда нужен? Путеводителей по этому интереснейшему региону России не выпущено (в продаже крупнейших магазинов Москвы отсутствуют), карт нет. Пришлось ехать в поездку с распечатками разрозненных материалов по храмам, усадьбам, заводам.
Туристско-рекреационная зона «Елец»
Сцена. Стоим на мосту через реку Сосну, любуемся видом города. По реке плывет нечто похожее на плот со столом, скамейками и над ними тентованной крышей на которой написано типа «Елецкая туристско-рекреационая зона» и дан телефон. Мы позвонили. Узнали, что за скромные 200 руб в час с человека нас могут на этом плавсредстве покатать по реке. Рядом причал. Платим. Отплываем, предполагая что мифической туристско-рекреационной зоне (ТРЗ) не нашлось места на суше, населенной отнюдь не гостиприимными ельчанами и она обосновалась на воде. Нашим плотом управляет пожилой бывший железнодорожник, а ныне единственный речник на реке Сосна. Интересуемся, что это за ТРЗ такая? Он отвечает: «не знаю», и добавляет, что те люди, что печатали на обшивке тента рекламу ТРЗ тоже не знают! А мы надеялись, что хотя бы кто-то знает. Но дедушка оказался самым приветливым в городе, под оглушительную работу мотора кое-что рассказал о городе и его мостах через Сосну.
г.Елец. ТРЗ на реке. 18.08.2012 г.
Причал на реке один на определенном расстоянии от Воскресенского собора и потому нас пришлось высаживать фактически прямо в прибрежные кусты и тину. Пристань и набережная у собора есть только на картинках генплана.
Сцена. Второй раз мы услышали о ТРЗ от сотрудницы музея. Хороший субботний летний день. 4 часа с минутами. Подходим к старинному зданию краеведческого музея и наблюдаем, как сотрудница его замыкает. Все, туристы, приходите завтра. Повторюсь 4 часа с копейками. А как же краеведческая литература - приходите завтра, отвечает нам в ответ. А нас завтра уже не будет в Ельце. И вообще где найти ТИЦ, ТРЗ и хотя бы какую-нибудь карту города. «А зачем?» - вопрошает музейный работник и продолжает - «Если вы хотите осмотреть город Вам надо завтра заказать пешую экскурсию с сотрудником музея». Соответственно, самостоятельное посещение города туристом исключается, рабочий день в музее закончился, да и не хочу я ходить с местным жителем по историческому городу в центре России. Все же не в дикой Кении или Папуа-Новой Гвинее находимся. Также от сотрудницы мы узнаем, что ТРЗ - это весь Елец, что в городе 6 музеев, для посещения которых надо обязательно пожить в городе 3 дня и что в местном университете действует бизнес-инкубатор туристических услуг города и готовятся специалисты турсферы.
Где и как они готовятся? И кто за это отвечает? Если я и мои друзья, весьма искушенные в исследованиях отечественных городов люди 6 часов проведя в Ельце так и не нашли ни нормальной карты города, ни приемлемого путеводителя, ни центра туристических услуг, исходив вдоль и поперек центр города. На пешеходной улочке есть несколько магазинов елецких сувениров, но неприветливые сотрудники даже стоимость своих товаров не знают, не то, чтобы что-то порекомендовать и пропиарить город. Магнитики, тарелочки, матрешки и прочее мощно наделать много, но «продать» туристу услугу, в виде посетить магазинчик, кафе, музей и т.п. оказывается непреодолимо. И что ж это тогда за зона такая, столь негостиприимная? Буклетик про кружева отдельные деньги плати, стоимость магнитиков завышена многократно. А туристы в городе есть. Немного, но нам встречались. А вот жители, с которыми те сталкиваются (продавцы в магазинах, кафе, храмах) на наши восторги от города бурчали - дескать нечего в нашем городе смотреть, что вы в нем нашли.
А разве много нужно - совершенно небольшие требуются средства, чтобы выпустить мало-мальски приличный путеводитель по городу и карту к нему, повесить вывеску в 3-4 знаковых местах, о том, что туринформацию можно взять в таком-то магазине или в здании администрации (если нет денег на поддержание нормального ТРЦ). Пустяки, зато самостоятельным туристам значительно бы облегчили знакомство с городом. Вид города располагал нас вложить в него деньги за качественные услуги и товары, но таковых предложить Елец не смог.
Равно как и Лебедянь, где есть только скучные магнитики и кружки в книжном музее - о чем надо догадаться. В Данкове, Чаплыгине вообще ничего про город в городе нет. В Льве Толстом, только о Льве Толстом. И везде на обращения к жителям про туробъекты - ответы «не знаем», «смотреть здесь нечего».
В итоге вопрос лечится ли угрюмость русского провинциального жителя и его негостипримность по отношению к туристам? А также любопытно проверить эффективность работы туристического бизнес-инкубатора в Ельце.
Транспортная доступность. Даже если в Липецкой области прислушаются к моим советам, облагородят города, создадут ТИЦы и перевоспитают местное население, то туристов больше не станет, если даже не станет их меньше. Причина банальна и глобальна одновременно - дороги. Нынешние дороги как внутри области, так и особенно в сторону Москвы - это насилие над собой и автомобилем. Более того, дороги в Липецкой области очень даже не плохие. Набор совершенно разбитых участков минимален. Равно как и набор придорожной и туристической инфраструктуры. А вот в Рязанской или Тульской области дороги гораздо хуже.
Особенно расстроила и вывела из себя федеральная автомагистраль М-6 «Каспий» Москва-Тамбов-Волгоград-Астрахань. Наиважнейшая трасса в стране, а фактически руины бывшей дороги. Двуполосная с большими уклонами, с безумным потом грузовиков и затяжными подъемами. Обгон дело рискованное, а тащиться на минимальной скорости за тяжеловесным грузовиком одна мука. Минимально число приличных заправок. Но главное - качество покрытия - иногда это бетонные плиты со швами, иногда продавленный в волны асфальт, в котором гребни волн ударяют о защиту днища машины, иногда это снятый асфальт на известный срок. Десятки километров аварийных участков с будто бы начатым ремонтом, но с отсутствуем ремонтников и техники. Иногда скорость движения падает до 20 км в час. И так 250 км пути и в 200 км от столицы на федеральной трассе, проходящей по густонаселенным регионам страны. Состояние дороги напрочь вычеркивает в качестве туристических мест значительную часть Рязанской области и сильно осложняет посещение Тамбовской и Волгоградской областей.
Трасса М-4 «Дон» значительно лучше, но также загружена, мало инфраструктуры, да и в Тульской области достаточно разбитых участков. По большому счету приличная дорога начитается только за 70 км от Москвы. Вот и вся цивилизация!
Автопарк растет весьма и весьма быстро, износ дорог увеличивается, а вот новое строительство или качественная реконструкция фатально отстают. В итоге через 10 лет придется либо покупать внедорожник для поездок в Россию, либо ездить в другие страны.
Какой инвестор или турист пойдет в регион, если в него невозможно без лишних нервов или денег попасть? Поезда редкие, ночные и очень дорогие. Самолеты такие же редкие и дорогие. Поездка на машине сплошное мучение.
Красиво, интересно в Липецкой области, но транспортно недоступно и негостипримно. И это в общем-то ключевые и, на мой взгляд, неисправимые ограничения инвестиционного и туристического развития регионов России.