Прочитал книгу американского историка Валери Кивельсон «Картографии царства: Земля и ее значения в России XVII века», изданной в этом году в издательстве «Новое литературное обозрение». Очень сильное впечатление оставило ее произведение.
Начну с того, что это одно из наиболее серьезных, глубоких и одновременно увлекательных произведений по истории и географии России, что я когда-либо читал.
Но написано оно американкой из Мичиганского университета. Она блестяще поставила, провела и описала свое научное исследование карт России образца 17 века, через которые показала интереснейшую картину жизни нашей страны в допетровскую эпоху и сделала весьма взвешенные, объективные и необычные выводы о социальном, экономическом и политическом строе России того времени. Почет ей и уважение за яркий пример качественной междисциплинарной работы на стыке истории, географии, картографии, политологии, юриспруденции, теологии и философии.
Не банален предмет исследования - автор собрала сотни карт России XVII века, изучила их и через них постаралась понять их авторов и то, что они старались выразить языком карты (чертежа). Список использованных источников фиксирует колоссальный труд автора по его сбору и систематизации. Ей вероятно пришлось выучить русский язык и древнеславянский язык (!), чтобы разобраться во всех смыслах.
Она начала с небольшого обзором появления картографии в нашей стране. Был удивлен, что за первые 7 веков существования государственности в России (до Бориса Годунова) фактически не осталось не одного картографического (графического) изображения страны, кроме нескольких чертежей Кирилло-Белозерского монастыря. Для сравнения в 15 веке в Венеции существовали специализированные картографические фирмы. И только формирование централизованного государства с потребностью в систематизации информации о подданных и землях привело к рождению подлинно самобытной системы картографирования (точнее изображения территории). Для нее было свойственна ориентация карт на юг (полдень) и отсутствие математической основы (координатной сетки).
Карты 17 века скорее похожи на рисунки, но в них сколько серьезного содержания! На примере двух групп карт - крупномасштабных карт земельных угодий из центральных районов России и разномасштабных карт Сибири Кивельсон разбирается в тонких вопросах жизни формирующейся империи.
Исследуя чертежи земельно-имущественных споров, она открывает перед нами становление крепостного права, появление и применение судебной системы (на основании Судебника 1649 года), развитие центрально-периферийного взаимодействия. Любопытны бесконечные судебные споры между крестьянами, горожанами, помещиками, монастырями. Московское царство предстает в плане судебное системы громоздким и слабоуправляемым, для которого характерны длительные тяжбы из-за земли, которая массово пустая и невозделанная (особенно после значительного сокращения населения при Иване Грозном). Однако при этом каждому гарантировано право на беспристрастный суд. Как правило, заявитель выигрывает дело, но проигравшая сторона может подать аппеляцию и тяжба продолжается. В условиях того, что дела разбираются в Москве, пересылка материалов, карт приводит к тому, что они длятся годами-десятилетиями. Но государь следит за тем, чтобы было максимально справедливо. Ибо он выше всех. И его «холопы» (дворяне, мещане) и «сироты» (крестьяне), даже будучи крепостными имеют права на землю и на царский суд.
Другая интересная тема взаимосвязь между картами, православием и иконописанием. Автор наглядно демонстрирует стилистические сходства между изображениями на чертежах и иконах. Горы, деревья, детальная прорисовка храмов. Они почти идентичны на картах и иконах. Анализируя карты и тексты она показывает всю глубину православного самосознания русских. Во истину, православие было образом жизни и мышления граждан страны, сплачивало общество, определяла жизненный путь каждого человека. Вместе с тем, при составлении карты жители, используемые как источники информации, должны были клясться на Евангелии. Они клялись, но периодически лгали в угоду тем, кто их опрашивал. Взяточничество, клевета были широко распространены в то время.
В другом свете влияние православия проявляется на картах Сибири. Именно религия отличала колонизационную политику России о других формирующихся империй. Царь и его слуги видели задачу всемерного распространения православия, и это двигало их дальше на восток. Они строили остроги и храмы, но при этом массового обращения в религию и истребления инородцев не наблюдалось. Русские создавали рай на земле и он был в Сибири. Всякого рода теологические подтексты крайне распространены на картах. Чего стоит только рассказ о чертежах Семена Ремезова, который поставил в центр земли свой город Тобольск, снабдив его внутреннюю географию божественным смыслом?!
Автор через карты Сибири, а именно наличие на них народов и границ их обитания, подходит к разъяснению фундаментальных основ формирования России как многонационального государства, где каждый народ находил свое место под властной рукой царя. Где важны были внутренние границы и не существовало внешних. Где воспроизводилась система взаимоотношений как в историческом центре, так и труднодоступных новоосвоенных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Где язык и религия определили монолитность разнообразия народов и культур на громадном пространстве, чего не было ни в одной другой империи.
И тут весьма любопытны сравнения с колониальной и земельной политикой Англии, Франции, Испании. Португалии. Российская империя строилась не менее жестоко, но народы покроенные сразу же становились частью общества, чего не было в европейских монархиях, заключавших индейцев в резервации.
В заключении автор отдает должное географии, утверждая, что именно уникальное отношении к «географии» и «пространству» ключ к понимания России и русских. Им было и есть важно находить себя, идентифицировать с пространством. Русские 17 века предпочитали не столько знания или прочтение, сколько посещение определенных, прежде всего религиозных мест, полагая уникальность ощущений от пребывания именно в этом месте. Что лежало в основе паломничества. И что впрочем и сейчас двигает очень многих по просторам России.
Уверен, что эта книга, глубоко серьезная и интеллектуальная, заслуживает внимательного прочтения и изучения не только френдам-географам, но и всем мыслящим читателям блога.
P.S. Немного жаль только, что о России столь серьезно рассказывает не почтенный профессор МГУ, а американка. Хотя м.б. кто порекомендует что-либо подобное от отечественных авторов.
Книгу можно купить
здесь Вчера еще было несколько экземпляров.