С большим удовольствием познакомился с книгой «Северный Кавказ в составе Российской империи», выпущенной в издательстве Новое литературное обозрение» в 2007 году под редакцией В.О.Бобровникова и И.Л.Бабича.
Книга коллектива академических авторов - профессиональных историков настоящий кладезь качественной, взвешенной и концентрированной информации о Северном Кавказе. Без лишних рассуждений предлагает стройное и аккуратное повествование о разных сторонах жизни региона, причем повествование выходит за рамки обычной истории, как набора описаний событий.
Книга прежде всего о политике имперского центра по отношению к Северному Кавказу и Кавказу вообще. Интереснейшие сюжеты о законодательной, миграционной, земельной, образовательной, экономической, административно-политической, конфессиональной, этнической политике и системе мер по управлению разными частями Кавказа.
Авторы просто срывают и заслуженно критикуют романтический ориентализм (за однобокость достается даже Пушкину и Лермонтову) и выросший из него клубок мифов о Кавказе, который до сих пор превалирует в российском обществе и влияет на политику по отношению к региону.
Авторы показывают и доказывают, что Северный Кавказ намного более разнообразен, неоднороден и главное не так прост, как к нему принято относиться. Недоучет этого, равно как и постоянные перемены к политике Петербурга велики к драматическим последствиям с жизни региона - уничтожались и выселялись одни народы и на их место заселялись другие, перемещались поселения, центры управления. Характерно поручение Николая I новому командующему Отдельным Кавказским корпусом Паскевичу «Предстоит Вам… усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». И Паскевич несколько лет управлявший Кавказом четко выполнял жесткое поручение императора. А перед ним великий А.П. Ермолов насильно заставлял в мечетях читать практически православную молитву за царя-батюшку после каждой пятничной молитвы. XIX век ничуть не менее кровавый, если не более кровавый чем ХХ век для Северного Кавказа. Первые ¾ века постоянная череда эпохальных перемен.
К примеру, если бы имперский центр был бы последователен в своих мероприятиях по содействию выселению горцев с Кавказа, то при объемах эмиграции в 1860-е гг. к началу ХХ века на Северном Кавказе всех бы горцев депортировали бы в Турцию. В конце 1850-начале 1860-х гг., в выселении горцев усердствовал наместник Кавказа (высшее должностное лицо на территории) граф Барятинский, которому принадлежат слова «А знаете что? Ведь это, пожалуй, и не дурно, что уйдет эта сволочь, которая нам только в тягость. Не останавливайте, пусть идут в Мекку или куда хотят». И ведь эмигрировало в Турцию около 1 млн человек, что больше, чем осталось на Северном Кавказе. После таких слов понятна жестокость в отношении солдат регулярных войск со стороны горцев.
Но в итоге всех не выселили и победу одержали сторонники аккультурации народов Кавказа и включение территории в общероссийское экономическое и образовательное пространство. Это дало свои результаты и в во время революции 1905-07 годов горцы и казаки и крестьяне Предкавказья были одними из наиболее лояльных монархии, активно подавляли выступления пролетариата в немногочисленных городах. При этом Российская империя вела «демографическую войну» или точнее обмен с Османской империей. Нам в обмен на черкесов и чеченцев турки депортировали армян и славян Балканского полуострова.
Крайне интересно читать именно про столкновения людей, учреждений власти в подходах по управлению территорий. Лоббирование интересов одних народов, игнорирование других. И постоянный контроль над разными сторонами жизни региона.
Северный Кавказ был всегда для империи глубоко дотационной территорией (чем и сейчас остается). Это и в XIX веке многим не нравилось, и не нравится сейчас (тот же лозунг «хватит кормить Кавказ»). Потрясающе интересно сочетание колоссальной силы империи (регулярные войска стирали с лица земли непокорные аулы и села) и истеричного страха перед исламом.
Замечательна глава об образе Кавказа в культуре России, формировании образа писателями и поэтами. А также о параллели между Северным Кавказом, как колонизируемым регионом империи и другими самобытными колонизируемыми территории империй XIX века. К примеру, Алжир во Франции или Индия в Британской империи. Империи обменивались опытом по колонизации. Что разрушает миф о добровольном вхождении народов в состав России до сих пор, составляющий часть госпропаганды.
В общем и целом книга великолепна, как и атлас Цуциева «Этнополитической истории Кавказа», обязательна к прочтению для всех кто занимается Кавказом. Она учит более аккуратно и уважительно относиться к региону.