Сюжет пятый «Печальная история городского поселения N»

Dec 17, 2010 20:23

Возьмусь утверждать, что статус городского поселения и существование города как Георгиевск в составе муниципального района будет серьезным сдерживающим фактором его развития.
В качестве примера приведу ситуацию в г. Вольске Саратовской области, где личная неприязнь руководства района к администрации городского поселения, которая фактически имеет место и во взаимоотношениях городской и районных властей у нас, ведет к медленному разложению городского хозяйства и застою в городской экономике.

У Вольска достаточно много общего с Георгиевском. Вольск получил статус города в 1780 г, мы в 1785 г.. До революции был крупным торговым и административным центром на Волге, местом перевалки грузов с реки на железную дорогу. В годы советской власти стал одним из крупнейших центров цементной промышленности страны и важным центром машиностроения, которое с 1990-х гг. пребывает в кризисной ситуации. Отличительными особенностями города являются полностью сохранившийся купеческий центр города кон. 18 - нач. ХХ века, живописный рельеф и значительная пространственная протяженность - более 30 км вдоль берега Волги и на 10 км вглубь от Волги. В городе более 400 км протяженности улично-дорожной сети. Население города на 01.01.2010 г. составило 67,8 тыс чел. что практически равно числу жителей Георгиевска.
Вольский район имеет площадь, равно как и Георгиевский ок. 2000 кв км и является важным сельскохозяйственным районом Правобережной части Саратовской области. Население района 29 тыс. чел. по его территории проходит ряд автомагистралей и железных дорог федерального значения.
Вольск и исторически и экономически и даже физически отличается от сельского Вольского района, однако в 2004 г. он был насильно включен в состав района на правах городского поселения. В настоящее время городская экономика производит налоговых отчислений на несколько миллиардов рублей, которые действиями властей фактически выведены за пределы города и городского бюджета. Одновременно экономика Вольского района продолжает пребывать в глубокой депрессии.
У Вольска - городские проблемы, у Вольского района - сельские. У города в отличие от Георгиевска практически нет контактной зоны с сельским Вольским районом, от которого он отгорожен лесами и приволжскими холмами-шиханами.
Бюджет Вольска в 2009 г. составил 98.1 млн руб, в т.ч. собственных доходов 78.6 млн руб (или 80%). Одновременно бюджет Вольского района был 1060 млн руб, в т.ч. 294 млн руб собственных доходов (или 28%). Численность сотрудников районной администрации составляла 176 чел (что значительно больше, чем в сравнимых районах (сюжет четвертый), городской - 34 чел. Т.е. в 1 чиновник городской администрации привнес в городской бюджет собственных доходов в 1,3 раза больше, чем районной 12 руб и 9 руб соответственно, при том, что в районный бюджет собираются более удобные для сбора налоги.
В условиях нежелания администрации Вольского района вести инвестиционную политику (к примеру за 2008-2009 годы объем инвестиций в основной капитал в Вольском районе составил всего ок. 20 млн руб (без Вольска)), заниматься развитием и благоустройством города, Вольск деградирует как городской организм. При этом пресекаются любые попытки городской администрации участвовать в региональных и федеральных программах, для чего необходимо одобрение со стороны районных финансовых органов. Вместе с тем районная администрация в целом корректно выполняет обязательства по развитию городских учреждений здравоохранения и образования, исполняет полномочия по социальному обеспечению и защите. Официальный сайт Вольского района игнорирует раздел «инвестиционная привлекательность» и демонстративно не предоставляет никакой информации о городском поселении Вольск. У городского поселения вообще нет официального сайта (если не считать пустую вкладку на офсайте района). На исходе 2010 г. отсутствие официального сайта у достаточно крупного города это нонсенс.
Искусственное ограничение размеров городского бюджета и городской администрации сказывается на облике города. Активно ветшает коммунальная инфраструктура, историко-архитектурное наследие. Удручающую ситуацию составляют автомобильные дороги города, большинство улиц не очищается в зимний период. Отсутствуют средства на строительство новых транспортных путей обходящих центр города. Городская администрация уже несколько лет мечтает о восстановлении фонтана на центральной площади. Хроническое недоинвестирование в объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры в благоустройство города ведет к постепенному отмиранию, маргинализации отдельных районов города, падению качества городской среды. Существует угроза обрушения центра города в Волгу, что произошло уже с одним из центральных районов города, но этот вопрос остается без решения. Люди голосуют ногами и покидают город, хотя он один из самых полноценных городов России.
Некоторое представление о соотношении влияния бюджета на инженерную и транспортную инфраструктуру дает следующая таблица. Следует отметить, что финансирование основных объектов социальной сферы (здравоохранение и образование) находится вне полномочий городского поселения.

Таблица 2 Сравнительные показатели развития и финансирования инженерной и транспортной инфраструктуры г. Вольска и г. Георгиевска в 2009 г.




Источник: база данных муниципальной статистики Росстат, форма 1МО

Несмотря на ряд объективных условий (большая площадь города, разреженная застройка, меньший охват центральным водоснабжением и канализованием - что также отчасти проблема) удельные вложения Вольска в коммунальную и транспортную инфраструктуру значительно меньше, чем в Георгиевске. По содержанию дорог на 1 км в 2,3 раза меньше, по финансированию озеленения города в 2,7 раза. Одновременно высок даже по сравнению с нашим городом износ жилого фонда и сетей и он не сокращается. За 2008-2009 г. было заменено всего 1 км водопровода или 0,8% от потребности и 100 м канализации или 0,3% от потребности. С такими темпами городу Вольску НИКОГДА не решить проблему износа коммунальных сетей ибо темпы замены ниже скорости износа. В Георгиевске темпы замены сетей также крайне далеки от идеальных, но по водопроводу они все таки выше, чем в Вольске.
Думаю, что проблема не только в безразличии районных властей к городу Вольску, а прежде всего в статусе городского поселения. Без обретения статуса городского округа Вольск не сможет решать крайне сложные подлинно городские вопросы, ибо у городского поселения, повторюсь, нет для этого полномочий финансово подкрепленных. Борьба за статус городского округа возможна, но велик страх перед районной авторитарной властью, поддерживаемой областной властью.
Несмотря на весь скепсис в России есть примеры, когда городское поселение добилось статуса городского округа и его уровень развития значительно превзошел тот, в каком состоянии остаются поселения муниципального района, из которого он вышел. Я имею ввиду г. Дзержинский и Люберецкий район Московской области. Как житель Дзержинского могу заверить, что качество городской среды в Дзержинском визуально отличается от городского поселения Люберцы, Томилино и прочих в составе Люберецкого района. Получив статус городского округа Дзержинский за 15 лет сумел превратиться из невнятных пригородных поселков в полноценный город с высоким уровнем активности власти и общества. При этом он не является историческим городом с опытом управления территорией всего Северного Кавказа, как Георгиевск.
Мне хочется верить, что и в Вольске найдутся настоящие горожане, которые добьются городского округа и в Георгиевске неравнодушные жители не допустят ликвидации городского самоуправления.

Подробней о Вольске с фотографиями http://mingitau.livejournal.com/108421.html и на сайте газеты «Жил-был Вольск» http://www.wolsk.ru (прелюбопытное независимое издание, очень жаль, что у нас такого нет).

Георгиевск, местное управление

Previous post Next post
Up