ФОТОГРАФИРОВАНИЕ МИНЕРАЛОВ - кольцевые фотовспышки

Aug 08, 2010 19:11

Я начала свои практические опыты фотосъемки с изучения публикаций на нашу тему. Тот, кто хорошо владеет вопросом, сразу может переходить к этой очень грамотной, но практически единственной статье в сети. Б.З.Кантор Фотографирование минералов и посмотреть Фотоработы Б.З.Кантора . А я расскажу о том же с точки зрения женщины, прочитавшей этот материал, понявшей только половину, и освоившей только четверть из всего этого.

Сразу хочу отметить, что никакой специальной подготовки по фотомастерству у меня никогда не было. Более того, считаю себя самым рядовым чайником в этом деле. Но кое-что полезное мне удалось узнать и применить на практике. Все вопросы, конечно же, охватить не удастся, здесь приведу лишь основные точки приложения сил. Все определения специальных "фотографических" понятий намеренно опускаю, т к это всегда можно отыскать в сети и изучить на любом уровне сложности, благо статеек и форумов великое множество.

Трудности начинающего фотографа можно разделить на три группы:
- технические моменты
-- владение фотокамерой, т е изучение всех ее возможностей
-- приобретение дополнительного оборудования - штативов, вспышек, объективов, линз, флэшек
-- работа на миниплощадке для съемки, как ее организовать и где что поставить
-- все операции после переноса цифровой фотографии в свой ПК
- художественные моменты
-- композиция кадра
-- цветопередача полученного изображения минерала
-- подбор хорошего фона для съемки образца
- теоретические моменты (знание и правильный подбор основных параметров фотосъемки)
-- макросъемка
-- автоспуск затвора
-- баланс белого
-- светочувствительность
-- фокусировка и глубина резкости
-- зуммирование
-- компенсация экспозиции

Сначала о том, что уже было порекомендовано мною для улучшения качества съемки - это приобретение штатива. Такой прибор позволит вам повысить резкость снимка за счет устранения дрожания фотокамеры. Трясущиеся ручки дают о себе знать расплывчатыми и размытыми изображениями на фотках. Купите штатив и вы сразу почувствуете разницу.

Начнем новое с самых интересных - художественных моментов. У каждого человека свое видение мира и всего, с чем он соприкасается. Снимая свои минералы, я представила, какими бы я хотела их увидеть на картинках, изображающих их. Очень важным было максимально передать природный цвет камней и показать объемность формы. На второй план отошла обработка фона на цифровой копии изображения. Точнее сказать, с получившимся на снимке фоном намеренно ничего не делаю. В идеале надо подобрать его так, чтобы он максимально выделял сам минерал, а на полученных снимках не оттягивал на себя внимание. Кратко охарактеризую некоторые моменты
- для белого фона хороша плотная бумага для черчения, офисная бумага для принтеров не годится - быстро видны вмятины и загибы плюс не то отражение света
- для черного фона хорош бархат (бумага или ткань), черная фотобумага не годится - отражает свет неприятными бликами
- черный минерал на черном фоне или светлый на белом - трудный вариант для выставления параметров съеми. Я еще не приспособилась хорошо снимать такие сочетания.
- выгодно смотрится камень на фоне природных материалов: дерево (кусочки шпона или просто ваш рабочий стол), циновка, рогожа, одноцветная натуральная ткань, трава, натуральная кожа
- интересный эффект отражения получается на стекле, под которое подложена черная или другая бумага
- прекрасно смотрится минерал на контрастном фоне, но интенсивность фона не должна быть слишком яркой. иногда достаточно лишь намека на контрастный цвет в легком оттенке фона. Пары контрастных цветов такие: зеленый - пурпурный (малиновый); красный - голубой; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый; черный - белый.
- красиво смотрятся образцы на терракотовом, темно-коричневом, синем, голубом, светло-сиреневом, светло-оливковом фоне, хуже на желтом, зеленом (исключение - натуральная трава, листья и т п), красном, оранжевом и особенно на ярких оттенках этих цветов
- смело экспериментируйте с новыми материалами для фонов - резина, коврики для мышки, паролон, упаковочные материалы

Другой важный момент - расположение минерала на снимке. У фотографов это называется - композиция кадра. Здесь всё подчиняется общему правилу теории художественной композиции. Ищите, изучайте, пробуйте на практике. Никаких сложностей с нашими минералами в этом быть не должно.

Под цветопередачей я имею ввиду максимальное соответствие цвета изображения цвету фотографируемого минерала. Кое-что я уже писала про это. Теперь нужно добиться правильного цвета на снимке. Эта основная проблема съемки минералов, и она носит художественный характер лишь отчасти. Другая сторона - технические параметры съемки и фотокоррекция исходных снимков при необходимости исправить допущенные огрехи полученных кадров.

Ну вот мы плавно подошли одному из самых трудных моментов - как настроить камеру, чтобы всё получилось?
Сразу отмечу - снимаем в режиме МАКРОСЪЕМКА с использованием автоспуска затвора, позволяющем ручную регулировку настроек. Сначала нужно усвоить ряд основополагающих понятий. Тоже сразу отсылаю к Интернету - там всё есть, повторяться не буду. Хотя бы приблизительно на самом приметивном уровне нужно знать, что такое
- ISO/ светочувствительность
- баланс белого
- тип фокусировки
- цифровой зум
- экспозиция и компенсация экспозиции.
После изучения теории вопроса ищем, где и как выставить эти параметры на своем фотике. Если потеряли инструкцию, смело ищите ее в Интернете. Теперь, когда вы знаете, где какие кнопочки нажимать, расскажу об оптимальных настройках.
- на очень маленькие образцы фокусируемся точечным фокусом
- ISO ставим 100 (иногда можно 80, иногда 200 - поймете сами, где подтянуть после практики съемки)
- цифровой зум ОТКЛЮЧАЕМ
Две последние настройки ликвидируют разноцветные "пятнышки" либо "зернышки", получающиеся при других параметрах. Цвет минерала на снимке становится ровным с плавными переходами. Особенно это заметно при съеме светлых камушков.

Уменьшение ISO тянет за собой проблему "темных снимков" Тут один путь - компенсировать экспозицию. Не обязательно при этом знать, что происходит с выдержкой и диафрагмой, главное понять где эта штука регулируется у Вас в камере. Компенсация экспозиции - настройка большинства фотоаппаратов, которая позволяет регулировать экспозицию (обозначение EV) будущей фотографии путем уменьшения или увеличения впускаемого потока света. В настройках она обычно представленная в виде шкалы от -2EV через 0 до +2EV и в долях 1/2 или 1/3 диафрагменных чисел. Минус - уменьшение потока света- затемнение снимка, плюс - увеличение потока света - осветление снимка. Бывает также кнопочка с таким изображением -/+.
- компенсируем экспозицию в сторону увеличения, визуально оцениваем результат на жк-дисплее фотокамеры. Таким образом добиваемся желаемой яркости снимка сразу при съемке. Одно исключение:
- уменьшаем экспозицию при съемке под прямыми солнечными лучами. Тут один совет тоже не помешает: используем темный фон для уменьшения возникающих резких теней. Но это даже еще не пол дела.
- баланс белого настраиваем вручную под используемый свет
Чаще всего это обозначается черным (белым) квадратиком, напоминающим нам о белом листке бумаги. Но не спешим отстраивать белый.

Сначала ставим свет на нашей импровизированной площадке. Но прежде скажу, что иногда можно добиться хороших снимков без дополнительных источников света. Подойдет ровный белый рассеянный свет из окна и зеркало. Таким образом снят тектит из 44 выпуска минералов.
- используйте обыкновенное небольшое зеркало и один источник дневного света из окна.

При любом виде фотосъемки проблема правильно выставленного света всегда стоит перед профессиональным фотографом. А что же делать любителям , если хочется проникнуть в микромир и запечатлеть мелкие детали предмета нашего обожания - заветного камушка?! Как же нужно правильно организовать подсветку объекта съемки - образца минерала. Тут обычная вспышка не подходит, так как она, как правило, сильно "пересвечивает" объект макросъемки. В результате на снимке образуется светлое пятно с размытым контуром и резкой тенью вокруг. Вы, наверное, часто встречали такие фотки на форумах любителей минералов.

Вот ответ на многие вопросы: А как у Вас получаются такие хорошие снимки? - Я использую такую вещь как кольцевая фотовспышка, специально предназначенную для макросъемки. Эта вспышка располагается вокруг объектива в виде светового кольца, обычно световыми элементами которого являются светодиоды. Чем их больше, тем ровнее будет падающий световой поток. Кроме того, в некоторых моделях вспышек предусмотрена работа верхней, нижней, левой и правой части кольца отдельно, то есть, будет светить только "четвертушка" кольца.

ФОТОВСПЫШКИ ДЛЯ МАКРО - маленький обзор рынка

Фотовспышка кольцевая Sigma FL EF EM-140M для Nikon
Цена: 13300 руб.

* * *
Фотовспышка Sunpak Auto DX-12R ring flash
Цена: 8199 руб.

* * *
Макро O Flash кольцо Подходит для многих моделей NIKON и CANON


Цена: около 35 USD
* * *
Фотовспышка Pentax AF-160FC кольцевая для макросъемки
Совместимые камеры - Pentax



Цена: 23 020 руб
* * *
Фотовспышка CANON Macrolite MR-14 EX кольцевая предназначена в первую очередь для создания плоского бестеневого освещения при макросъемке.
Вес 430 гр



Цена6 17 000 руб.

Можно "слепить" аналогичный осветитель самостоятельно Вот полное руководство, которое для очумелых мужских ручек

А как же быть нам, девушкам? Вот единственное правильное решение в этом случае

Кольцевой осветитель для макросъемки AcmePower AP RL-1200
(Подобный товар я встретила только у одного производителя.)



Он имеет существенные преимущества перед обычной макровспышкой:
- подходит для всех типов камер: помимо съемки цифровой или пленочной камерой, Вы можете использовать RL-1200 при съемке видеокамерой
- входящие в комплект переходные кольца обеспечивают широкую совместимость с популярными моделями объективов
- предмет Вашей фотосессии постоянно освещен объемным ровным светом до и во время съемки, что дает возможность правильно настроить фототехнику
- встроенный литий-полимерный аккумулятор большой емкости обеспечит комфортный процесс съемки
- RL-1200 можно использовать со штативом, закрепить его на объективе или просто держать в руке
- RL-1200 также можно использовать не только в качестве специализированной макроподсветки, но и как обычную лампу подсветки для фото и видеосъемки

Техническое описание

Расстояние максимальной яркости 2.5 - 25 см
Цветовая температура 4500 К
Источники питания сетевой адаптер, встроенный литий-полимерный аккумулятор
Кольца-переходники в комплекте 52, 55, 58 и 62 мм
Три режима индикатора зарядки встроенного аккумулятора полный заряд, половинный заряд, разряжен
Размеры: 92х112х20мм
Вес (без сетевого адаптера) 90 г

Комплектация

Осветитель AP-RL-1200
Адаптер питания 100-220V
Переходные кольца 52, 55, 58 и 62 мм
штатив в комплект НЕ входит

И самое приятное...
Цена: от 3700 до 4400 рублей

На мою слегка продвинутую мыльницу этот осветитель с помощью переходных колец, к сожалению, не крепится. Однако, читала на форумах, как исхитряются умельцы лепить всякие примочки к корпусам фотиков: на бумажный скотч, на двусторонний скотч, на компьютерный гель, на герметик - способов куча. Думаю, моя камера вполне выдержит 90 грамм живого веса на липучке.

Осветитель у меня уже имеется. Теперь представим миниплощадку для съемки нашего минерала: стол, рядом штатив с камерой, на столе осветительные приборы и фон для минерала уже выбран. Теперь наконец настраиваем баланс белого: включаем осветитель, белый лист бумаги располагаем перед объективом камеры - фиксируем белый. Вот теперь на место белой бумажки кладем фон, а на него наш минерал. Выставляем ISO 100, компенсируем экспозицию в плюсовую сторону, выставляем автоспуск затвора. Всё готово - осталось только щелкать!
Что было Что получилось с осветителем 
 
 аметист аметист 
 
 флюоритфлюорит 
 
 фуксит фуксит

фото, вспышка, фотографирование минералов

Previous post Next post
Up