Leave a comment

nik_pog April 15 2024, 13:47:39 UTC

Есть мнение, что конкретно это - следствие демонизации фигуры Гитлера. Хотя он был отнюдь не единственным политиком, который начал войну против слабого соседа, видя в этом удобную возможность порешать свои вопросики и надеясь, что санитары не вмешаются достаточно быстро, а потом предпочтут принять ситуацию, сложившуюся на земле. И даже не уникальным, кто в этом ошибся. Тут можно вспомнить как минимум Саакашвили, Хусейна и Галтьери.

Кстати, такая формулировка мотивации вскрывает другие важные причины, почему после Гитлера похожие ситуации повторялись, но не в Европе. Потому что пятая статья, и потому что не осталось в Европе территорий, которые не имеют особой ценности для владельца и могут быть легко оставлены. Во всяком случае, никаких известных мне планов ограниченной войны НАТО и ОВД за что-либо в Европе не существовало, только планы глобального замеса. В то время как планы ограниченной войны за пределами Европы против интересов друг друга - существовали. И даже был эпизод на Даманском, когда две ядерные державы провели очень ограниченную, но открытую войну.

Короче, разительный контраст с обстановкой перед ВМВ, когда и ценность Данцига для Польши была неочевидна, и решимость далёких союзников вписаться за Польшу тоже вызывала большие сомнения. Система коллективной безопасности всё же работает.

Да, два блока, по которым разошлись все развитые страны, за исключением парочки нейтралов, готовились к войне друг с другом. Но это вело как раз к тому, что их силы находились в концентрированном состоянии, и могли быть приведены в действие очень быстро по всей Европе. Их лидеры понимали, что возможности порешать вопросики вооруженной силой без стремительной эскалации "до талого" - нулевые, а тотальная война - слишком неудобный инструмент. Европейские вопросики, конечно же. С азиатскими и латиноамериканскими такие мысли ещё долго приходили в голову.

Уникальность Гитлера в другой области лежит, и демонизируют его вполне за дело. Но это дело часто застит глаза и ведет к объяснениям формата "ну он же шиз, что с него возьмешь". В то время как цели собрать немецкий народ под одной крышей и стать европейским гегемоном декларировались нацистами открыто. Учитывая, как они себе это видели, всё же, скорее standing, чем revenge, но один из двух мотивов по Лебоу точно имел место.

Reply


Leave a comment

Up