> Например, можно сказать так: Майкл Джордан и Доктор Дре на стали бы теми, кем стали, не будь в США рабовладения и не будь массового завоза чёрных рабов. Это ведь верное утверждение,..
На мой взгляд, это утверждение не верное и манипулятивное. В нём априори утверждается, что во всех создающихся благодаря этому мысленному эксперименту близкому к бесконечности количеству альтернативных линий истории, в которых черных рабов не завозят в США, судьба Майкла Джордана всегда хуже чем в реальной истории в плане его самореализации и знаменитости. На мой взгляд, человек, который такое утверждает - намеренно обманывает окружающих. Он никак не может знать судьбу Майкла Джордона во всех альтернативных исторических линиях, отчего не может делать исключительно негативной для Майкла Джордона коннотации в выводе о том, что без завоза рабов в США, он не мог бы стать тем, кем стал, то есть успешным и знаменитым баскетболистом. На мой взгляд, при том количестве альтернативных исторических линий, что образуются в результате этого мысленного эксперимента, могут быть и линии, в которых Майкл Джордан куда более успешен в карьере, знаменитости и самореализации, чем в нашей реальности, в которой черных рабов завозили в США.
По теме статьи. На мой взгляд, конечно, прогресс в общественном и материальном развитие человечества шёл бы куда быстрее, если прогрессивные культурные достижения от одного социума к другому передавались без насилия. Эффективность прогрессивного развития в таком случае выше, потому что не тратится энергия на сопротивление прогрессу. Суть этого сопротивления заключается в коллективных травмах целых социумов и испытываемой от них боли, сильно сужающей диапазон восприятия людей. Эти травмы нанесёны в ходе межсоциальных конфликтов с широким применением насилия. И они делают людей чрезвычайно консервативными, так как из-за болезненности травм создается убеждение - новое равно очень опасному и болезненному. При этом за счет сужения взгляда (регресса осознанности) исключение не делается ни для кого и ни для чего.
>На мой взгляд, это утверждение не верное и манипулятивное. В нём априори утверждается, что во всех создающихся благодаря этому мысленному эксперименту близкому к бесконечности количеству альтернативных линий истории, в которых черных рабов не завозят в США, судьба Майкла Джордана всегда хуже чем в реальной истории в плане его самореализации и знаменитости.
"Верное" в бытовом, скажем так, смысле - т.е. не во всём множестве возможных миров, конечно, поскольку в них и США может не быть, и т.д. А, скажем так, в мирах с небольшими отклонениями - баскетбол изобрели в США, поэтому там играют лучшие баскетболисты, и стать таким же, как Джордан, родившись в Африке, едва ли возможно.
Нечто похожее обсуждалось в лекциях Санделла, но с другого ракурса: может ли Джордан считать свой успех исключительно своим достоянием, или он всё же должен американскому обществу, в котором баскетболисты получают то, что получают - и не получают столько нигде более.
>из-за болезненности травм создается убеждение - новое равно очень опасному и болезненному
>Нечто похожее обсуждалось в лекциях Санделла, но с другого ракурса: может ли Джордан считать свой успех исключительно своим достоянием, или он всё же должен американскому обществу, в котором баскетболисты получают то, что получают - и не получают столько нигде более.
Здесь я бы возразил, что популярность баскетбола в США - случайный момент. Это игра случая, а не заслуга американского общества. Ведь есть другие спортивные игры, изобретенные в США, которые в них не столь популярны, тот же волейбол.
> Например, можно сказать так: Майкл Джордан и Доктор Дре на стали бы теми, кем стали, не будь в США рабовладения и не будь массового завоза чёрных рабов. Это ведь верное утверждение,..
На мой взгляд, это утверждение не верное и манипулятивное. В нём априори утверждается, что во всех создающихся благодаря этому мысленному эксперименту близкому к бесконечности количеству альтернативных линий истории, в которых черных рабов не завозят в США, судьба Майкла Джордана всегда хуже чем в реальной истории в плане его самореализации и знаменитости. На мой взгляд, человек, который такое утверждает - намеренно обманывает окружающих. Он никак не может знать судьбу Майкла Джордона во всех альтернативных исторических линиях, отчего не может делать исключительно негативной для Майкла Джордона коннотации в выводе о том, что без завоза рабов в США, он не мог бы стать тем, кем стал, то есть успешным и знаменитым баскетболистом. На мой взгляд, при том количестве альтернативных исторических линий, что образуются в результате этого мысленного эксперимента, могут быть и линии, в которых Майкл Джордан куда более успешен в карьере, знаменитости и самореализации, чем в нашей реальности, в которой черных рабов завозили в США.
По теме статьи. На мой взгляд, конечно, прогресс в общественном и материальном развитие человечества шёл бы куда быстрее, если прогрессивные культурные достижения от одного социума к другому передавались без насилия. Эффективность прогрессивного развития в таком случае выше, потому что не тратится энергия на сопротивление прогрессу. Суть этого сопротивления заключается в коллективных травмах целых социумов и испытываемой от них боли, сильно сужающей диапазон восприятия людей. Эти травмы нанесёны в ходе межсоциальных конфликтов с широким применением насилия. И они делают людей чрезвычайно консервативными, так как из-за болезненности травм создается убеждение - новое равно очень опасному и болезненному. При этом за счет сужения взгляда (регресса осознанности) исключение не делается ни для кого и ни для чего.
Reply
>На мой взгляд, это утверждение не верное и манипулятивное. В нём априори утверждается, что во всех создающихся благодаря этому мысленному эксперименту близкому к бесконечности количеству альтернативных линий истории, в которых черных рабов не завозят в США, судьба Майкла Джордана всегда хуже чем в реальной истории в плане его самореализации и знаменитости.
"Верное" в бытовом, скажем так, смысле - т.е. не во всём множестве возможных миров, конечно, поскольку в них и США может не быть, и т.д. А, скажем так, в мирах с небольшими отклонениями - баскетбол изобрели в США, поэтому там играют лучшие баскетболисты, и стать таким же, как Джордан, родившись в Африке, едва ли возможно.
Нечто похожее обсуждалось в лекциях Санделла, но с другого ракурса: может ли Джордан считать свой успех исключительно своим достоянием, или он всё же должен американскому обществу, в котором баскетболисты получают то, что получают - и не получают столько нигде более.
>из-за болезненности травм создается убеждение - новое равно очень опасному и болезненному
Это очень хорошее дополнение, спасибо.
Reply
>Нечто похожее обсуждалось в лекциях Санделла, но с другого ракурса: может ли Джордан считать свой успех исключительно своим достоянием, или он всё же должен американскому обществу, в котором баскетболисты получают то, что получают - и не получают столько нигде более.
Здесь я бы возразил, что популярность баскетбола в США - случайный момент. Это игра случая, а не заслуга американского общества. Ведь есть другие спортивные игры, изобретенные в США, которые в них не столь популярны, тот же волейбол.
Reply
Leave a comment