Back to USSR

Mar 04, 2011 18:04


В связи с приятными обстоятельствами заслоняю огромную брешь в киновоспитании. Приятные сердцу картины, о которых наслышан, но, увы, так и не увиденные ранее:

“Осенний марафон” (1979) реж. Георгий Данелия

“Полёты во сне и наяву” (1982) реж. Роман Балаян

“Долгие проводы” (1971) реж. Кира Муратова

“Неоконченная пьеса для механического пианино” (1976) реж. Никита Михалков

Осенний Марафон. Казалось бы, как много фильмов снято на тему семейных трещин, биполярности интеллигентного мужчины лишь жаждущего равновесия, баланса и взаимопонимания, и если уж не в мире, то хотя бы в рамках своей души. Так и герой Олега Басилашвили непонятно зачем устраивает ненужную ему пробежку с иностранцем, бегает от жены к любовнице, не может сказать ни твёрдого “да”, ни твёрдого “нет” - мечется как шаровая молния, а остановка невозможно, почти равноценна смерти. Осенний фон, яркие портреты представителей эпохи и треугольник ставший кругом бесконечного движения с перманентными остановками.

Полёты во сне и наяву. Вот вновь семейная трещина, герой всё мчится, но Олег Янковский, напротив, перепутался, запутался и словно утонул в непонимании окружающего мира. Никто не может его понять, проще обозвать и наклеить ярлык, он же не понимает, что происходит, как тут можно сделать выбор, кем быть, в столь сложном лабиринте несладкого сорокалетия. На дворе холодная осень, не понимая непонимающих всего лишь остаётся спрятаться и согреться в стоге сена, пережить, забыть и может проснуться во сне.

Долгие проводы. Отчего-то сразу вспомнил “Бумажного солдата” Германа Мл., однако там мне показался красивый фильм изнасилованный тяжестью творческих высказываний. Кира Муратова сумела выразить лёгкую красоту, украшенную простыми человеческими судьбами в приятном лирическом фильме. Критик Сергей Кудрявцев написал поэтическое признание в любви к фильму, и трудно с ним не согласиться, в подобные фильмы влюбляешься и теряешься в них, всей душой и всем сердцем.

Неоконченная пьеса для механического пианино. Говорить о Михалкове стало безумно модно и актуально, а это ужасно. В программе “Познер” кажется ещё до выхода “УС-2” у Н.С. спрашивали всё, что угодно, оставив темы кино и религии. Дико, когда с режиссёром и актёром перестают говорить о кино. Но всё же, у Михалкова есть интересные работы. Вспоминая, “12”, каким же этот фильм кажется нелепым, плоским после просмотра “Неоконченной пьесы…”, где все на своих местах, где здорово, кратко и внятно (по-Чеховски) изображено и раскрыто судьбоносное время. Не могу понять, что испортило так сильно Н.С.? Как неприятно, когда о хорошем фильме хочется говорить меньше, чем о непредсказуемом, порой диком поведении самого режиссёра.

kino thoughts, 2011, what if, jankovsky, white screen, unexpected, yankovsky, back to ussr

Previous post Next post
Up