Ее Величество Пропаганда (часть 2)

Apr 18, 2014 02:56

Продолжение. Начало - здесь.

Болезнь пропаганды, как правило, действует в несколько этапов. И сопровождается разными симптомами. Расскажу, как это было у меня.

На первом этапе происходитвозбуждение нервной системы. У меня, как у человека достаточно спокойного и "тормознутого", сюжеты 30-го ноября вызвали даже легкую эйфорию от захлестнувших эмоций (несмотря на негативную окраску этих эмоций). Контраст с обыденностью был настолько сильный, что я почти на целый день залип в Интернете, выясняя, откуда вообще взялся Евромайдан. Это как в детстве в хороший зимний день играть во дворе: носишься взад-вперед, валяешься в снегу, строишь крепост.и, не обращая внимания на то, что под теплой одеждой быстро потеешь, а в ботинках и за шиворотом полно тающего снега.

Второй этап - закрепление результата. Он наступил быстро - буквально в течение следующей недели. Отношение к Майдану сильно могли бы подкосить столкновения на Банковой 1-го декабря, но к подготовленному накануне мозгу пробивались только слова из телевизора, что на милицию нападают "провокаторы-титушки", а весь протест состоит из сплошь мирных людей, которые "титушек" пытаются сдержать, но в то же время пришли возмутиться поведением "Беркута" сутками ранее. Огромный митинг, который повторился 8-го декабря создал понимание, что люди оказались небезразличными и готовы отстаивать свои права. Спроси меня тогда, какие права и как их нужно отстаивать, я бы, пожалуй, не ответил конкретно. Но шаблон в мозгу закрепился, заражение состоялось. Вспотев после беготни по заснеженному двору, остываешь и заболеваешь.

Третий этап - вялое течение болячки. Примерно на полтора месяца я выпал из событий в Киеве. Изредка созванивался с клиентами из разных регионов, которые были обеспокоены этим вопросом, но и только. А так шла обычная жизнь, хотя периодически я все-таки включал стримы с Майдана, но, скорее, просто посмотреть выступления артистов и послушать, о чем говорят. Почему именно они продолжают стоять и при этом обустраиваются какой-то инфраструктурой, мне было невдомек, но этим вопросом я особо не морочился. А так как был прецедент Майдана-2004, нынешние события были восприняты даже нормально. Однозначно, я был согласен, что со стороны власти были превышены полномочия и каким-то образом она должна это признать. Но киевские события постепенно замещались повседневными заботами и мыслями о том, как провести праздники, и как глупо, что вместо гражданского протеста Майдан снова превратился в банальное искусственное противостояние Запада и Востока. Сравнимо с "противной" температурой в 37 с небольшим - уже слабость и недомогание, но сбивать не рекомендуется, поэтому лежишь и постоянно сморкаешься в салфетку. Если никакие обостряющие факторы не вмешиваются, то достаточно просто несколько дней отлежаться - и возвращаешься к обычной здоровой жизни.

Четвертый этап - обострение. Начался он 22-го января, когда в новостях появилось сообщение об убитых. И стало страшно. И от этого я практически полностью провалился в онлайн, но... онлайн по определенным источникам. В ВК это была "Украинская Революция" и сходные ресурсы, никаких "Антимайданов". Новостной сайт - "Украинская Правда". Каналы - "5-й" и "24". Почему-то казалось, что максимально быстро и максимально честно информацию я почерпну именно там. Чем и ускорил закрепление общественного мнения. Температура перешагивает за 38, организм начинает бороться с вирусом более агрессивно, задействуя внутренние ресурсы, дает сам себе "прокипеть". Симптомы в этот период усугубляются. Но, если сохранять условия лечения неизменными, часто организм сам побеждает заразу. Примерно так и было: уже с конца января я стал посещать "вражеские" ресурсы, периодически узнавать мнение российских СМИ, а также чутко реагировать и проверять достоверность негативных вбросов про Майдан. Ориентировочно к 10-му февраля появилось ощущение выравнивания: обрадовали новости про амнистию, про освобождение зданий и пути к мирному урегулированию. На тот момент уже было ясно, что святых нет с любой из сторон, и люди почему-то считают более важным выпячивание собственного мнения, чем выработку общих решений. Тогда и появилась заметка-примирение "О наболевшем или Мой личный Майдан", которую общественность в ВК так и не увидела - админы пабликов решили, что есть "ура-патриотические записи" поинтереснее, а спустя пару дней в ней отпала всякая необходимость.

Пятый этап - осложнение. Во время борьбы организма с вирусом по тем или иным причинам вдруг происходит сбой. С температурой 38 вдруг делаешь рейд по улице с мокрой головой. Или организм оказывается чересчур ослаблен, из-за чего температура растет запредельно высоко и начинается лихорадочный бред. В бреду что самое страшное? Что его не осознаешь. Так и у меня наступил окончательный психоз. Естественно, ни телевидение, ни Интернет не жалели людей в этот период. Новые и новые материалы о погибших 18-20 февраля, массовая панихида в центре Киева, траурные выпуски новостей, плачущие люди. Еще немного времени, и на голову начавших успокаиваться людей начинает сыпаться Юго-Восток и, в частности, Крым. Варианта два: либо госпитализируют, либо назначается курс жестких антибиотиков. Моими антибиотиками стало понимание того, что Крым в большинстве своем хочет выйти из состава Украины, и того, почему он этого хочет. И закрепило результат увольнение с работы.

Шестой этап - постепенное выздоровление. Эмоциональная истощенность достигла максимума. Информационная загруженность - аналогично. Уже не было сил спорить и кому-то что-то доказывать. Антибиотик победил вирус, но и пошатнул изможденный организм. Требуется период для реабилитации - полный полезных продуктов, витаминов, зарядки и вообще - возвращение к обычной жизни. Картинка постепенно стала укладываться деталь за деталью. Стало понятно главное - даже из всех событий и их тщательного анализа нужно сделать вывод. Этап восстановления продолжается. Я не могу сказать, что полностью освободился от вируса пропаганды. Ввиду того, что события вокруг меня продолжают развиваться, оставаться беспристрастным по отношению к ним очень сложно. Проявляются те осложнения, которые пришлось лечить антибиотиками. Так или иначе, они будут вылезать еще очень долго. Но путь выздоровления начат.

Касательно выводов. Если кто-то думает, что эти выводы делаются только о событиях (мол, кто же все-таки преступник, а кто жертва), то прав лишь отчасти. Да, это формирование более-менее объективного мнения и установка виновных, насколько это возможно в условиях бурного потока информации. Да, это приобретение четких аргументов в возможных спорах (в которые, впрочем, вступать не хочется). Да, это более глубокое понимание политической и социальной ситуации. Но. Главный вопрос, который следует задать по итогам: "кто я после всех этих событий?" Что приобрел? Чему научился? Что хочу увидеть в будущем при подобной ситуации? Для чего все это происходило при моем участии? Все остальное "понимание истины" - от лукавого. Каждая ступенька проходится только один раз. Если кажется, что не пройдена, значит, с нее и не сходили.

Теперь об антивирусах и методах лечения вообще. Естественно для тех, кто хочет попробовать вылечиться. Насильно лечат только в желтом доме с мягкими стенами.

Напомню, что отследить заражение довольно просто. Вы вдруг начинаете чувствовать повышенную эмоциональную активность по отношению к определенному событию или обществу. Возрастает количество оценочных суждений, часто сопровождающееся яркой лексической или невербальной окраской. Из ниоткуда появляются "враги" и "свои". (Вспомнил сейчас мамин рассказ. Когда старший брат был маленьким, то при просмотре какого-либо фильма всегда спрашивал: "Мама, а это наши? А это немцы?" Для малыша существовала четкая градация, хорошо взлелеянная темой ВОВ. Посмотрите теперь по сторонам, оцените невесть откуда взявшееся количество "малышей" в нашем обществе).

Первое, что следует сделать - признаться себе в испытываемых эмоциях. Загонять их внутрь и отмахиваться, что вас "не интересует эта тема" - это давать пропаганде отсрочку, которая играет против вас. Рано или поздно, плохо залеченная ранка воспалится с новой силой.

Следующий шаг - поиск причинно-следственных связей - почему я испытываю радость/гнев, какие события повлияли на нынешнее резкое восприятие ситуации. Как правило, объяснение всегда есть (в скобках - примеры из головы). Для одних это связано с воспитанием ("неприемлемо себя так вести с милицией!", "силовики все вопросы должны решать вежливо!"). У других могут быть неприятные воспоминания, ассоциирующиеся с предметом (задерживала или била милиция, были стычки с националистами из-за языка, прижимали рэкетиры). Третьи чтут историю семьи и/или родного края (дед прошел войну, бабушка пережила немецкую оккупацию, НКВД высылало семью в Сибирь из-за подозрения в помощи УПА). Четвертые - и это самая распространенная категория - черпают оценки предмета от знакомых и из СМИ. Пятое - элементарный страх, когда боишься того, чего не понимаешь. Нужная связь обнаруживается тоже просто: сопоставляете предмет с подозреваемой причиной и прислушиваетесь; если кошки заскребли по душе, это оно. Кстати, причин может быть несколько.

Когда найдена причина реакции и сама реакция позволена, мозгу становится немного легче. Он выходит как бы за рамки проблемы, оценивая ее со стороны. По сути, это уже выздоровление. Вы становитесь над пропагандой, четко понимая, как именно она воздействовала и какие рычаги зацепила. На этом можно остановиться, объяснив себе, что вами пытались управлять, но можно и развить полученный навык. И пока не придумано лучшего способа, чем эмпатия. Вы мысленно пробуете поменяться местами с так называемыми "врагами". Почему они ведут себя так? Что толкнуло их на эти действия? Чего они на самом деле хотят добиться?

Для ответа на такие вопросы существует множество способов. Это и "вражеские" СМИ и группы (в которых, безусловно тоже нужно отличать правду от зомбинформации), и та же Википедия, и живое общение с представителями "врагов" (особенно ценятся те, кто не разговаривает шаблонами и оскорблениями). В конце концов, исторические справочники, научные статьи, художественная литература, фильмы по определенной тематике. Если дело касается принятия каких-либо политических решений - официальные правительственные сайты, а также справочные советов всех уровней. Грубо говоря, всё, что можете проверить - проверяйте. Почувствовали в процессе новую волну эмоций - возвращайтесь к первому пункту и далее по списку. Это отрезвляет. Если человек - не закоренелый эгоист, он сможет рассмотреть другую точку зрения и даже понять ее мотивацию. Допустил, что такое мнение тоже возможно - значит, перестал быть "врагом", превратившись с этого момента в "переговорщика". "Переговорщик" практически не заражен пропагандой. Главное его отличие от "врага" - у него есть конструктивные цели, главная среди которых - путем договора свести конфликт к нулю. Для эффективного завершения "войны" в стадию "переговорщик" должны перейти обе стороны.

Кому-то помогает уравновешивание информацией с разных сторон. Снова же - это помогает, когда человек максимально беспристрастен. Если же нет - получается ситуация, описанная ниже.

Хорошо, если удалось отследить воздействие пропаганды на начальных этапах. Но что делать, если волной захлестнуло с головой?

Это сложный этап, на котором, можно сказать, запрещены всяческие попытки влезть в одежду "врага". Во-первых, все, что делается для галочки, не имеет смысла. Во-вторых, неподготовленный (читай, эмоционально взвинченный) организм настолько яростно сопротивляется вестям "с той стороны баррикад", что интерпретирует их как стопроцентную ложь и провокации. Он выискивает удобные для своей максимально необъективной логики факты, чтобы в будущем иметь свежее оружие против "врагов". Он распаляется от любых прославлений "врагов" и, таким образом, захлопывается для другого мнения еще больше. В общем виде, расшатанный эмоциями человек смотрит очень узко и очень некритично. Подсунь такому какое-нибудь опровержение - и отдача замучает. У захлестнутых волной искажается логика, но абсолютно четко выстраиваются псевдологические оправдания, из-за чего любые контраргументы пусты.

Скорее всего, в момент, когда вас захлестнет с головой, вы даже не будете допускать мысли, что это так. Но если все же почувствуете - все, как обычно, начинается с желания избавиться от власти пропаганды. А дальше - кропотливая работа по пунктам.

Здесь я описал свое примерное представление о том, как можно уберечь себя от засилья пропаганды в поступающей информации. Проверено, как сами понимаете, на собственной шкуре. Понятно, что для каждого будет немного свой рецепт, но общий смысл останется тем же.

Отдельного разговора заслуживает борьба с людьми, которые "жестко заражены" и пытаются распространить вирус дальше, в том числе и на вас. Об этом - в одном из следующих постов.

И немного общей информации о том, какими бывают отдельные методы пропаганды, чтобы можно было их распознавать в различных материалах - по ссылке.

пропаганда, методы лечения

Previous post Next post
Up