Жизнь при загнивающем капитализме окружена обилием удобных ништяков, которые предательски быстро входят в привычку. Я считаю, надо иногда давать встряску тому комфорту, который нас окружает. Просто чтобы не забывать что это - комфорт, а не дефолтное состояние вещей. Например, оставить дома кредитки, кондиционеры и айфоны и уехать в Австралию с палаткой и пустым кошельком, искать золото в ручьях. Или в глушь Аляски с ружьем и удочкой.
А можно просто взять машину с правым рулем и покататься по веселой стране с веселыми законами. Россия, кстати,
вполне подойдет для этого.
Одна из особенностей российских дорог заключается в том, что, несмотря на запредельную плотность постов ДПС, безопаснее от этого они не становятся. Виной тому несколько факторов, и они всем известны. Качество покрытия уже воспето многими опусами, я не буду этого касаться: здесь все стабильно.
Вторая причина - элементарно число полос на междугородных дорогах. Федеральная трасса, соединяющая крупные города, по большей части имеет только по одной полосе в каждую сторону, и для обгона многочисленных фур приходится постоянно вылетать на встречку. Уменьшению числа венков на столбах это явно не способствует. Вроде и места дохрена, и деньги выделяют - почему бы не построить по две разделенных полосы в каждую сторону? Ответ прост и очевиден - бюджет разворовывается еще на стадии проектирования. На бумаге, думаю, Новосибирск с соседними городами соединяет уже восьмиполосная автострада с пятиуровневыми развязками. Да и в СМИ кстати уже сами чиновники спокойно говорят о распиле средств на дороги как о чем-то вполне нормальном. К сожалению. Ведь при хороших дорогах доход ДПС-овцев наверняка сократится.
Еще одна причина - это организация безопасности. Посты ДПС расположены не на проблемных участках трасс, а там где им удобно. Например, на дороге Новосибирск - Барнаул есть несколько отрезков, обозначенных как «Зона повышенной аварийности», или что-то в этом роде, часто даже со статистикой ДТП за год. Но я не помню ни единой патрульной машины на этих участках, серьезно. Только холмики с крестами на обочинах. Зато несколько раз вдруг замечал на отличном прямолинейном участке шоссе с хорошим покрытием знак «дорожные работы» (хотя ими даже не пахнет) и ограничение в 40 - и трудолюбивый экипаж ДПС через 200 метров от знака, с сосредоточенным сержантом, обстреливающим поток из радара как Петька из станкача. Бизнес, хуле.
Кроме того, Россия - заповедник понтов. Поэтому черный лексус с госномером «я Дартаньян а вы все говно» почему-то этим радаром не засекается. Стелс-технологии, хуле.
Ладно, не буду утомлять. На десерт хочу привести пример работы нарядов ДПС на своем собственном опыте недавней поездки из Н-ска в степной Алтай. Всего я общался с инспекторами 3 раза за поездку (хотя старался не лезть на рожон), но самый показательный случился за 50 километров до Нска на обратной дороге. Лил дождь, видимость была ограничена, и в этом месте дорога представляла собой свежеположенное черное полотно шириной в 3 полосы, но без какой-либо разметки - еще не успели нарисовать. Это была пятница, движение довольно плотное в обе стороны, и дождавшись свободной третьей полосы я пропустил вперед черный крузер и пошел на обгон осточертевших смердящих камазов. Вскоре дорога пошла под уклон, крузер вдруг перестроился вправо, освобождая среднюю полосу для встречного обгона. Я протянул чуть дальше и тоже вклинился в свободное место справа. И тут же на обочину выскакивает радостный продавец полосатых палочек и приглашает поговорить. Надо сказать, я буквально 2 часа назад уже беседовал с одним таким парнем, убеждая, что скорость на его радаре он мерил не по моей машине. И вот опять, здрасте приехали.
Вообще у них есть потрясающая способность говорить приветствие очень четко - все кроме своей фамилии. Судя по всему, передо мной был «инспектор Ео..у.. ов» и просил меня показать документы. Через несколько секунд изучения прав он вдруг сосредоточился и поинтересовался, зачем я нарушаю правила.
- И что я нарушил?
- М-максим Владимирович, вы что, знак не видели?
- Какой знак?
Ев..оу..иев выдержал паузу, не отрываясь от документов.
- Знак «движение по полосам».
- Нет, не видел, - честно говорю я, - хотя полос я тут тоже не вижу.
- Ну и что, зимой их вообще заметает, как теперь быть?
Я удивился но промолчал. Трассы зимой чистят, разметку видно обычно неплохо. Но ему виднее, наверно.
- Так куда вы торопитесь?
- Я честно не видел знак, товарищ инспектор. Мне кажется, его там нет, - предположил я. Хотя конечно мог его легко не заметить при обгоне фур. Обычно эта ситуация исправляется соответствующей разметкой - а здесь ее не было.
- Вот смотрите - если у вас зрение хорошее - вон там этот знак стоит.
- Да нет там ничего, я же вижу.
Там и правда ничего не было, кроме большого рекламного щита примерно в полукилометре выше по дороге. Если знак и был, то дальше. Инспектор цокнул языком:
- Можете съездить посмотреть, вернетесь обратно за документами.
- Если там на самом деле ваш знак стоит, разворачиваться здесь нельзя - сплошная. Да и поток большой, не дадут.
- Да можете хоть в поле развернуться, - инспектор почему-то вышел из себя, - Дальше поедете по временному разрешению, права я конфискую. Пройдемте.
Я пожал плечами и пошел к их «семерке» на другой стороне дороги. Двое инспекторов начали что-то обсуждать, а я сделал вид что записываю номер их машины на телефон. На всякий случай. Через полминуты они «вдруг» вспомнили про меня, и второй инспектор пригласил в машину для написания протокола.
- М-максим Владимирович?
- Так точно
- Чего хулиганите?
- Даже не пытался, - улыбнулся я.
- Знак что, не видели?
- Честно, не видел. Хотя смотрел.
- Куда торопитесь? - повторил он слова первого. Значит, им интересно, спешу ли я.
- Никуда, абсолютно.
- Права придется забрать, - будто извиняясь, сказал он. Я выдержал паузу.
- …Забирайте.
Инспектор сделал огромные глаза
- Вам что, не нужны права? (Сам вопрос символизирует, согласитесь)
- С такими правилами - не нужны. Знака я не видел, а разметки здесь нет.
- Пересечение сплошной наказывается лишением прав, - тот был непоколебим.
- Я в курсе. До дома я доберусь?
- Да конечно, сделаем временное разрешение.
- Тогда без проблем, - говорю. - Забирайте. Там разберемся
Я был спокоен как удав. Инспектор перестал писать шапку протокола и замолчал.
- Вы где работаете?
- В институте, научным сотрудником, - не стал вдаваться в подробности.
- Машиной по доверенности управляете?
- Так точно.
- Знак поедете смотреть?
- Нет.
Он сморщился и отдал мне права и техпаспорт:
- Езжайте.
- Спасибо.
Вот так. Ни одной беседы с полицией за 3 года в штатах (хотя намотал там на кардан тысяч 50), и здесь за одну поездку - 3 раза. И хотя в итоге только первая беседа «увенчалась» протоколом за некорректную тонировку передних стекол (100 рублей), в остальных двух удалось уйти без штрафа. Почему? Потому что им нужна не бумажка, а косарь в рукав по-быстрому. Меряют скорость по левой машине, а потом суют тебе и говорят - куда торопишься? Внушить, запугать и тут же спровоцировать на мировую. Бизнес, епт.
Но это ладно, самая большая проблема - этот бизнес будет иметь смысл пока люди вынуждены нарушать правила, лезть на встречку и пересекать вымышленную сплошную. А значит, о безопасности дорог при таком лоббировании речи пока быть не может: ведь при хороших дорогах схему бизнеса придется кардинально менять. А пока здесь не Австралия, золото искать не надо - оно все на поверхности.