Соколики

Oct 22, 2008 22:38

Два, пожалуй, самых значимых пепелаца американской военно-морской авиации - F-14, которому уже скоро стукнет 40 лет, и пришедший ему на замену F-18 - стоят бездельничают перед музеем US Navy в Пенсаколе. Угнать их довольно сложно (сопла заварены), но полапать да затвором пощелкать вполне можно.





F-14 был разработан Грумманом в начале 70-х как палубный истребитель на замену Фантому (F-4II). И так он и тусовался в ангарах авианосцев треть века, пока окончательно не надоел в 2006-м и его не отправили на пенсию. Одной из самых проблемных детских болезней был его двиган (TF-30) который был капризен как восьмиклассница и склонен к суициду вроде помпажа на больших углах атаки. Потери F-14 связанные с отказом движка составляли примерно треть всех смертей этих птичек. Есть мнение, что это худшее сочетание "двигатель-самолет" которое когда-то имели американские воздушные вояки. В последних модификациях в него начали втыкать двиганы от F-15 и F-16, от греха подальше. Кстати, кто-нибудь знает вообще пилотажные группы на F-14?



Заслонка в верхней части воздухозаборника, которую видно на предыдущей картинке, как раз и регулировала входящий поток на турбину для капризного движка. Первоначально мы подумали, что эта заслонка переводила забор воздуха на палубе с горизонтального (который засасывал всякий хлам с палубы, в том числе и людей) на вертикальный сверху, как это реализовано например в наших МиГ-29. Ан нет, не доперли.



Двухместный кокпит имеет одну особенность. Катапультирование обоих чуваков - пилота и RIO запускается одновременно, с задержкой в 0.4 секунды (задний чувак, RIO, улетает первым). Поэтому когда самолет на малой высоте нарезает бочки из-за спомпажировавшего (ну и слово, блин) двигана, и обделавшийся легким испугом RIO дергает рычаг катапульты и улетает вверх, то самолет порой успевает за 0.4 сек провернуться на пол-оборота, и пилот отстреливается прямо вниз в землю (или океан, как случилось с первой американской женщиной - истребителем US Navy в начале 90-х).

До сих пор F-14 остались только в Иране. Все-таки американская военная доктрина какая-то на голову ударенная: сначала продадут кучу техники в какую-нибудь страну, а потом с ней воевать лезут.

-----



Про F-18 все сложилось несколько удачнее - и двиганы путевые, и пилотажные качества. Даже разносить особо нечего.. Он моложе F-14 лет на десять, и до сих пор на вооружении как США, так и еще полдюжины стран. Ну и, естественно, Blue Angels - куда без них











Кстати, 1-2 ноября в Сан Антонио авиашоу с кучей разной техники. Я там буду почти стопудово, если есть желание составить компанию - маякуйте в приват.


d200, aircrafts, florida, photos

Previous post Next post
Up