Одна из моих целей на кружке математики - показать радость открытия. Когда ты над чем-то думал и нашел решение. Когда все сидели в кругу, обсуждали, и в результате родилась идея. Когда вышел за рамки, хоть чуть-чуть, и - вот оно!
Поэтому ни одну новую тему мы не доводим до конца на первом же занятии. В воздухе остается висеть знак вопроса.
Поэтому, если мы что-то обсуждаем или отвечаем на какой-то вопрос, и «правильные» версии отсутствуют, я не подкидываю решение, а оставляю на «подумать дома». Это не домашнее задание, это задание для головы. Пусть помучается, если захочет.
Поэтому, если мне кажется, что мы решили все, и головы остались неозадаченными, я вытаскиваю из кустов припасенный там на этот случай рояль.
Это может быть что-то совсем не математическое, какой-то ерундовый вопросик или, наоборот, целая задача, главное - чтобы была причина искать ответ.
Все «рояли» я уже и не вспомню - не записывала, к сожалению. Но вот, скажем, на первых занятиях мы, кроме всего прочего, говорили о слове «математика», о том, что, говорят, это слово придумал Сократ, и мы смотрели на картину Давида - как Сократ выпивает яд, и дети, кстати, сразу обратили внимание, что тот, кто подает ему яд, очень печалится, а еще раньше мы рассматривали изображение мраморной головы Сократа … В общем, звучало это так: «Почему голова Сократа не раскрашена?»
Вот еще. Имеется у нас постоянный персонаж - пещерный человек. То есть, первобытный. И он потихоньку изобретает счет. Делает он это медленно, как ему и положено, а начинал он с того, что ему надо было определить, не пропала ли овечка из его стада. Изобрести способ оказалось непросто, потратили мы на это три занятия, но результат был великолепен. Даже самый младший и молчаливый участник кружка решал с камушками уравнение: было столько овечек, теперь столько, сколько убежало? Задачкой же на дом и были эти самые камушки. Или палочки. Каждый раз мы усаживали пещерного человека, расставляли перед ним «овечек» (среди них были и коровы, и ослики, и сами юные математики, и даже преподавательница), раскладывали камушки и палочки. Он еще не придумал числа. Как он сосчитает овечек? Почему-то первые два занятия камушки и палочки воспринимались просто как антураж. Наверное, так же было и у настоящего первобытного человека.
Хорошо пошла задачка про леопарда, который хочет напиться из озера, но не может, так как его кусают пираньи. Когда я ее только предложила, в конце предпоследнего урока, решений не было. По крайней мере, таких, которыми бы мог воспользоваться леопард. Зато в следующий раз было найдено сразу два. Значит, винтики все это время крутились, а?
Рассказала про это Вадику, и он показал, как задачку для леопарда можно свести к задачке для миссионера. Жаждущий леопард ловит миссионера и, так как тот не может сообразить, что на самом деле нужно леопарду, съедает его. Второго, третьего. В какой-то момент до миссионеров дойдет, и они обеспечат зверя водой, используя чудеса человеческой инженерной мысли.
Для новой задачи одно из решений было найдено очень быстро. Теперь мы должны придумать совет для короля, враги которого захватили его страну и его самого, и хотят унизить короля и всех подданных, заставив короля поклониться. Король, естественно, кланяться отказался, но злобный мозг не дремлет, и враги у входа в тронный зал прибили доску так, что войти можно, только согнувшись. Как королю войти и не поклониться? Проползти под доской на коленях? Забраковали. Немногим лучше, чем поклониться. Пока самый выполнимый совет, полученный королем - пройти под перекладиной на корточках. Но задача с «повестки недели» не снята. Мы еще покажем этим врагам.