Мария Шнайдер ("Последнее танго в Париже", Бертолуччи, 1972)

Feb 04, 2011 07:40

http://www.gazeta.ru/culture/2011/02/03/a_3514434.shtml

Наверное, надо говорить о фильме, который определил судьбу Марии Шнайдер, а не о биографии. Не встречала ни одной нормальной рецензии на "Последнее танго в Париже".

История рождения живого настоящего человека, существование которого было стиснуто и зачехлено в саркофаг "как положено" и "все как у людей". И сквозь рамки норм и правил даже муж и жена не смогли прорваться друг к другу и во внешний мир. Только смерть жены ставит героя перед экзистенциалным ужасом собственной конечности и абсолютной отчужденности. Рождение живого человека (совсем уже не молодого) начинается со смерти. Она как мерило, критерий, сносит к четровой матери все понятия о добродетели условностей и правил (мертвечина), стирает обиды, ставит вопрос перед живыми "а насколько вы живы и живы ли вообще?". И у изголовья ушедшего впервые прорываются слова, которые могли бы дать шанс преодолеть отчуждение, если бы были сказаны ДО...
Герой выходит в мир в этих спазмах рождения живого человека и пытается это отчуждение преодолеть.
Он настоящий в этих спазмах, монологах, улыбках. Все настоящее опасно.
Будучи полвека закованным в условности и не умея быть открытым и счастливым (счастливым можно быть только в открытости и связности с миром самой своей сутью), герой как умеет прорывает барьер отчужденности с миром и самим собой, обнажается, становится уязвимым, зато живым.
Все настоящее опасно. Суть рвется общаться с сутью, а не маской или ролью. И героиня уже не может прикрываться ролями и масками. Теперь уже суть пытается прорваться из героини, но это страшно, хрупко, уязвимо потому что предельно обнажено. Героиня не выдерживает. Мне кажется, актриса Мария Шнайдер всю жизнь расплачивалась за страх своей героини - Жанны. А герой Марлона Брандо родился, хоть и ненадолго, но этого уже много т.к. большинство так и умирают не родившись. Судя по биографии Брандо и отбрасыванием условностей в последние 10-15 лет его жизни, этот фильм также во многом обнажил его суть и обозначил иерархию ценностей.
На полях Бертолуччи показывает источник несчастья и отчужденности - фактичекой мертвости героев до "рождения через смерть". Это матери. Любить в благодатном потоке не умели. Любовь подменили контролем, тиранией норм и правил "все как у людей", "так положено". Не умея быть счастливыми ни в одной из своих ипостасей, матери умертвляли своих детей правилами и никогда бы им не простили "прорыв в счастье". Догмы и нормы разделяют и отчуждают. Даже самые правильные, но несчасливые матери не способны дать детям шанс быть живыми. Зато они так самоотверженно заботятся, когда дети болеют, а дети несчастливых матерей болеют всегда, иногда даже умирают, удушаемые нормой, виной на ее несоблюдение и страхом несоответствия.
Долгая тема. Давно хочу написать книгу "Женщины-убийцы". Много наблюдала таких. Это не обязательно кровные матери - это источник навязанных извне ценностей и "норм" вместо главных - быть живым (а не маской) и быть счастливым (а не соответствовать к.-л.представлениям). Счастливый - источник счастья (радости, благодати, здоровья и плодотворности) для всех вокруг.
Несчастный - источник отчуждения, безжизненности, удушения нормами (под флагом "заботы", разумеется).
И все же про Марию Шнайдер.
Наверное, сложно было жить, когда карьеру в 20 лет начинаешь с роли в кино, после которого сказать уже в общем-то нечего. Актриса одного фильма, и вся ее последующая жизнь - продолжение ленты. Бертолуччи умеет вовлечь актера так, что он неотчужден от роли. Даже Брандо в роли Поля монологи произносил от себя, как он это понимал, чувствовал и проживал.
Искала сейчас кадры из "Последнего танго в Париже", и не нашла свой любимый - один из самых последних кадров, где Поль (Брандо) смотрит в небо на балконе за секунду до того, как упасть. Из найденных - вот два хороших кадра:
http://www.flickr.com/photos/preflyer/4899004210/
http://www.flickr.com/photos/mooninthegutter/2301532003/in/photostream/

Мария Шнайдер вчера умерла.
Её "оставь хоть что-нибудь на пямять о себе, не только тишину седых оград" удалось.
Она осталась в шедевре и шедевром. И она быа живой.

ps завтра напишу какие у меня лично номинации этот фильм получил

АПДЕЙТ
нашла фотки.
http://www.flickr.com/photos/preflyer/4899017158/in/photostream/
http://www.flickr.com/photos/preflyer/4898420389/in/photostream/

Кино, Любовь, Свобода для..., Страх, Жизнь, обновление

Previous post Next post
Up