Кто-то любит бывать в Саратове, а я люблю бывать в Москве. В Москву без дела не езжу. Обычно таких дел накапливается несколько. В этот раз у меня состоялась первая сделка по приобретению квартиры в Москве для моего клиента. Пока готовил ее, узнал очень много про московскую недвижимость, но об этом разговор отдельный.
Москва меня заряжает. Здесь быстрее ходят люди, быстрее ездят электрички, быстрее двигаются дела. Москва похожа на Нью-Йорк. Велкам ту зе джангл.
Люблю, когда разработали бренд - и сразу все забрендировали. А не на полку положили. Московский транспорт обретает лицо.
Новая единая транспортная навигация. И симпатичное зеркало в вестибюле метро.
Московские турникеты, впрочем, оформлены в стиле Ку-Клукс-Клана.
Через эфир к нам доносятся в основном полу-анекдотические новости о преобразованиях многострадальной Тверской. А между тем, в Москве за несколько лет облагородили приятными деталями сотни мест, о которых раньше бы никто и не подумал. Даже безлюдные задворки вокзала на Каланчевской, где прежде лежали два бомжа, теперь выглядит как фильм "Гостья из будущего".
Уличные указатели убивают содержанием. Интересно, есть ли хоть один пешеход, который задавался вопросом "Где же тут Полк ДПС ГИБДД УВД по ЦАО?" Впрочем, что тут иронизировать, если в Питере система уличных указателей просто отсутствует.
В Москве два ботанических сада - один большой на севере города, другой - миниатюрный, спрятанный во дворах на проспекте Мира. Давно хотел сюда попасть, главным образом, из-за расположения. В иерархии моих интересов растения занимают, пожалуй, сорок пятое место. А этот сад обустроен с таким вкусом и коммерциализирован с таким тактом, что даже мне было интересно.
Что должно быть в процветающем Ботаническом саду, как не магазин растений? Еще по краям сада порядка десяти вкусных кафе. Неудивительно, что от публики нет отбоя.
Из грустного. Тот самый троллейбус, который в Москве сейчас зачем-то частично ликвидируют. Контактная сеть пока сохранилась, но под ней пустили автобус.
Я немало времени провел в центре Москвы. Бывал и в городах Подмосковья. И давно в голове стояла метка заехать посмотреть ближние столичные мега-пригороды. И в этот раз посмотрел - Химки. К сожалению, в Химках нет никаких признаков самостоятельного города. Это просто спальный район Москвы. Вернее, несколько районов, объединенных в один муниципалитет. Здесь те же идиотские желто-зеленые бордюры, хотя формально это уже другой регион. Питерское Кудрово - это будущие Химки. Жизнь тут протекает вокруг Икеи и еще нескольких торговых комплексов. Цветная школа призвана внести разнообразие в кварталы 25-этажной панели.
Благодаря экспрессу "Ласточка" пригороды вроде Химок стали еще теснее связаны с центром. Путь с Ленинградского вокзала - всего 20-25 минут. Для сравнения, добираться в некоторые районы Москвы на метро можно 40-50 минут.
В поезде тихо. Можно велик взять. Нет назойливых торговцев. Кондиционер. Розетки. Сиди, работай.
Еще одна особенность моих взаимоотношений с Москвой - я ни разу не останавливался в московских отелях. На этот раз я поселился как раз в одном из районов Химок - Сходне. Мои друзья живут в комплексе "Велтон-парк - Новая Сходня". Компания "Крост", которая его построила, вовремя почуяла ветры новой урбанистики и возвела несколько нетипичных для России объектов. В том числе, один из первых жилых комплексов с двором без машин на улице Жукова - я однажды специально ездил в Хорошево-Мнёвники, чтобы взглянуть на это чудо.
По типу, конечно, это такие же муравейники на отшибе, как и везде. Однако сразу бросается в глаза, что поставленную застройщиком задачу решали не наши ребята. Проект голландский, ландшафт со "следами дракона" спроектировал итальянец.
К примеру, у нас до сих пор не понимают, что для дворов и детских площадкок оптимально подходит нижнее освещение. В Велтон-парке задача решена замечательно.
На подъезде к Москве из окна поезда как раз в районе Сходни пассажиры могут наблюдать такое чудо - на берегу оврага устроены аркады поистине римских масштабов.
Вблизи оказалось не так впечатляюще. Аркады - это паркинг, в него не попасть. Сам комплекс довольно унылый - людей нет вообще.
Вернемся в центр. Самое крутое в нынешней Москве - это наблюдать, как она из, казалось бы, безнадежно испорченного античеловеческого Вавилона превращается в нормально обустроенный восточно-европейский (или западно-азиатский) город. Вот улица Новослободская у одноименной станции метро. Далеко не главная, но крайне оживленная. Когда я увидел ее новый облик, мне хотелось протереть глаза. И дело не в изящной остановке, нормальной урне, электронном табло прибытия транспорта, отсутствии тупой рекламы повсюду и лишних проводов в небесах. Проезжую часть на Новослободской сузили до двух полос в каждую сторону, а троутар расширили раза в два. Не ошибся ли я местом? Это происходит в Москве?
По возвращении поднял свои фотографии двухгодичной давности. На некоторых участках Новослободской не могли разойтись два человека.
Здесь были перманентные пробки из пешеходов, им едва хватало места на узком тротуаре.
Теперь же не только тротуар стал нормальной ширины и получил красивое мощение. У входа в метро снова возникла площадь. Открылись взору мощные колонны портика станции. Прежде здесь был лабиринт из ларьков, и двухэтажный павильон, которые перегораживали и вид, и проход.
На широких тротуарах появились столики.
Сидеть за ними совсем не противно, потому что на улице стало тише - произошло успокоение трафика. Во-первых, из-за сужения проезжей части. А во-вторых, благодаря появлению новых пешеходных переходов. Прекрасно помню, как я не мог пересечь Новослободскую на велосипеде иначе как под землей (ну или я просто забивал на правила и переезжал сквозь поток машин:).
Это переход на углу Новослободской и Палихи два года назад.
Тот же перекресток в 2016 году. Кстати, видно, что не только тротуар стал более адекватным потоку людей. Заметно улучшилась ситуация с вывесками благодаря внедрению дизайн-кода.
Конечно, коренные московские жители в своем стиле немного постанывают от программы "Моя улица". "Недавно меняли плитку, прошло два года - и опять все перерыто".
Настоящий ренессанс Москвы начнется, когда ликвидируют бескрайние и бессмысленные автодромы на Садовом кольце. С возвращением тех самых садов. Сейчас эта задача уже не кажется фантастической.
Предыдущие посты по теме
Самолет или Сапсан? Питер, Москва и заграница Москва 2012 Москва 2011