Преобразование Обводного канала

Jun 10, 2014 14:00


В Петербурге завершились общественные слушания по изменениям в Генплан города. Мы с инициативной группой Екатерингофского округа, приняли в них участие и официально внесли несколько поправок.

Самая важная касается судьбы Обводного канала (он разрезает наш округ ровно пополам). Правительство города видит здесь магистраль непрерывного движения. Это значит: дорогостоящие тоннели и развязки, пешеходов - под землю, современный общественный транспорт - не нужен, велосипедистов - нафиг, интересы жителей - побоку.



Вот он, обозначен в Генплане оранжевым. Мы настаиваем, что Обводный канал должен быть магистралью городского значения - в Генплане это синий цвет. Таким является большинство улиц, включая крупные.



Обводный канал - в прошлом крупная водная артерия, служившая для перевозки грузов, сегодня обмелел и не судоходен. Но у него есть огромное достоинство - это все же вода. Питер - город у воды, город рек и каналов. Вода облагораживает городскую среду.



Канал заметно деградировал и был сужен из-за автомобильного трафика - до недавнего времени это был практически единственный путь для большегрузных фур из порта. Но благодаря вводу в строй Западного скоростного диаметра фурам уже не обязательно здесь ездить. При правильном подходе Обводный канал можно вернуть людям, и даже сделать местом, где хочется проводить время.



Что такое магистраль непрерывного движения, проложенная прямо через городские кварталы, без обособления, мы хорошо знаем на примере Москвы. Это когда у вас под окнами по десяти полосам круглосуточно носятся автомобили. Или стоят в бесконечной пробке. А идя по тротуару вы не слышите собеседника. Сбегать "через дорогу в аптеку" тоже непросто, поскольку до перехода (подземного) топать полкилометра.



Решают ли такие магистрали транспортные проблемы? Нет. Они усугубляют их, стимулируя горожан к поездкам на личном автомобиле вместо того, чтобы предоставлять привлекательные альтернативы. Яркий пример - магистраль непрерывного движения «Третье транспортное кольцо» в Москве, которая пребывает в хронических заторах.



Аналогичная магистраль по северной набережной Большой Невки в Санкт-Петербурге - нельзя сказать, что в часы пик на ней исчезли или существенно сократились заторы. Прежде машины стояли у светофора, теперь стоят в тоннеле.



Возникает вопрос: если мы хотим на Обводном скоростную магистраль по обеим сторонам, к чему вода посередине? Для чего канал, если по воде не ходят суда, а по набережной - люди? Тогда логично было бы засыпать канал совсем, пустить машины по дну. Такие предложения - не новость.

Немаловажен еще один аспект. Согласно тому же Генплану на территории, прилегающей к Обводному каналу, предусматривается масштабное жилищное строительство и редевелопмент промзон. Эти планы уже реализуются - построен жилой комплекс «Панорама 360» на ул. Розенштейна, возводится квартал «Измайловская перспектива» и другие. Обводный канал в ближайшем будущем - многонаселенный жилой и деловой район.



Планы правительства не согласуются с позицией признанных современных ученых в области транспортного планирования. Такие мэтры как В.Вучик, М.Блинкин и другие, однозначно говорят о том, что внутригородские автомагистрали непрерывного движения должны быть полностью изолированы от городских кварталов, недопустимо строить их на месте улиц с жилой и деловой застройкой.

И самое интересное, что Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрен транспортный обход центра в виде ответвления Западного скоростного диаметра в районе Благодатной улицы южнее Обводного канала в сторону будущего Большого Смоленского моста и КАД. Эта обособленная скоростная дорога, предназначенная только для автомобильного движения, позволит в значительной мере снять с Обводного канала роль транзитной автомагистрали. Вот ее фрагмент в Генплане (красным):



К схожим выводам - о нецелесообразности превращения Обводного канала в магистраль с доминирующим автомобильным движением - пришли участники II международной научно-практической конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов», состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2012 году (председатель оргкомитета - М. Л. Петрович), и посвященной непосредственно территории Обводного канала в районе Балтийского вокзала.

Подробнее можно прочитать в моем посте " Вокзал для людей", а материалы конференции целиком лежат тут. Вот, к примеру, проект рабочей группы Ильи Резникова grustniy_zmey.



Еще один аргумент, который мы выдвигаем в обоснование поправки. Обводный канал расположен в охранной зоне исторического центра Санкт-Петербурга, на его набережных располагается большое число памятников гражданской и промышленной архитектуры. Обводный канал имеет множество мостов, частые пересечения с другими улицами, что вкупе с действующими ограничениями строительства в историческом центре затруднит сооружение развязок и тоннелей, необходимых для создания магистрали непрерывного движения, снизит их эффективность, повлечет необоснованно высокие финансовые затраты на строительство.



Обводный канал не обязательно должен быть широкой, грохочущей и вонючей автострадой. Если территория около Александро-Невской лавры почти безнадежна - там уже строится развязка и прокладывается новая набережная, то отрезок от Балтийского вокзала до Лифляндской улицы еще можно спасти и переосмыслить. Движение здесь не такое интенсивное, особенно по северной набережной, где местами всего две полосы. Зато огромный газон прямо у воды.



В створе улицы Циолковского через канал перекинут пешеходный мост. С одной стороны давно уже бизнес-центры и жилье.



Напротив - бывший завод "Красный треугольник". По генплану это зона общественно-деловой застройки. "Треугольник" мог бы стать популярным  бизнес-парком с вкраплениями "чистых" производств и творческих пространств. Это процесс не быстрый, но неизбежный.



Мы считаем, что превращение Обводного канала в магистраль непрерывного движения сделает транспортную систему города еще менее сбалансированной - исключит возвращение общественного транспорта. На Обводном просто напрашивается скоростной трамвай. По выделенным путям он мог бы в считанные минуты доставлять пассажиров от Лифляндской улицы и Старо-Петергофского проспекта до Балтийского вокзала, Московского проспекта и Лиговки, где уже есть выделенная линия трамваев.

Этот хордовый маршрут, прокладка которого всяко не дороже строительства тоннелей и эстакад, разгрузил бы метро. Трамвай избавил бы тысячи горожан от необходимости делать пересадку в центре. Но рельсового транспорта нет даже в эскизах. Хотя сейчас в этом месте сейчас ходит трамвай, пусть и старый. Такой подход к проектированию - прошлый век.



Наконец, "бессветофорная" магистраль затруднит прокладку велодорожек и пешеходных променадов, а создание подземных/надземных пешеходных переходов ухудшит возможности для передвижения маломобильных групп населения и пожилых людей, а также обремененных багажом пассажиров Балтийского вокзала и станции метро Балтийская.



Таким образом, превращение Обводного канала в магистраль непрерывного движения противоречит интересам жителей города и принятой правительством Транспортной стратегии Санкт-Петербурга.

Мы будем добиваться принятия поправки в Генплан и превращения Обводного в нормальное городское пространство, в котором найдется место всем.

Пожалуйста, если вам не безразличен наш город, сделайте репост.

---

Оперативные фотки - в моем
Инстаграме.

Каталог лучших записей

Генплан, Балтийский вокзал, транспорт, Екатерингофский, Адмиралтейский, город, Обводный канал, spb

Previous post Next post
Up