Питер - город фасадов. Они как тонкий слой косметики, нанесенной умелыми визажистами с архитектурным образованием. Поскрести немного штукатурку - и никакого привычного всем Питера не будет. Однако то, что скрывается внутри, для постижения духа города никак не менее важно. Сегодняшний день экспедиции стал нашим первым проникновением за фасады и прошел по большей части в помещениях разной степени музейности.
Начали с музея-квартиры Кирова. Она находится в знаменитом доме "трех Бенуа". Дом был спроектирован петербургской архитектурной династией Бенуа на Каменноостровском, 26-28. Сейчас бы его назвали "жилой комплекс" - несколько корпусов, развернутых курдонером с красивой колоннадой к проспекту. Музей расположен на четвертом этаже. Экскурсовод с дирижерской палочкой, словно Паук, беспрестанно повторял междометие "тащемта".
Киров был высоким партийным функционером, первым секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) в 1926-1934 годах. Фактически губернатором. В двухсотметровой анфиладной квартире он жил со своей гражданской женой, двумя собаками, котом и прислугой.
Никто не убедит меня в том, что есть лучшее жилье на питерском рынке недвижимости, чем старый дом с толстыми стенами, деревянными окнами и высокими потолками. Разве сравнится облицованное керамогранитом "элитное жилье", где слышимость и теплоизоляция часто как в хрущевке, с домом Бенуа/Кирова? Да никогда. Не говоря про эконом-новостройки. Из Квартиры Кирова хочется выкинуть чучела фазанов, портрет Сталина, и тут же начать жить. На снимке участники экспедиции исследуют холодильник Дженерал Электрик, один из первых в СССР, только для номенклатуры. До их появления продукты хранили в леднике.
Шпингалет. Такие использовались в петербургских квартирах вплоть до 1940-х годов.
Следующим объектом был музей кирпича в СПбГАСУ. На Северо-Западе всегда было в достатке глины. Кирпичи формовали и выпекали как хлеб. В наших краях кирпич из глины стали производить со времен Петра Первого. При нем же был задан стандартный размер 280 Х 140 Х 70 мм. Грани кирпичного бруска имеют названия - постель, ложок, тычок. Выяснилось, что глина бывает жирная и тощая. А если ее правильно смешать - можно получить хороший результат. Рассказ был интересным, но помещение - душным. Участники притомились.
Кирпичный брендинг. Бруски клеймили сперва символикой заказчика, а во времена массового производства начали ставить марку производителя. Цифра 54 в арке вверху клейма означает личный номер формовщика. Так контролировали качество работы.
После музейных интерьеров мы попали в самую обычную петербургскую квартиру в Спасском переулке. Дом старый. Тут пол проваливается, там потолок упал. Хозяйка собирает прикольные таблички и украшает ими квартиру.
В экспедиции все ходят вместе, не отлучаясь, но всякий занят, чем хочет.
Вечером мы расквартировались в Хелло-хостеле на Английской набережной, 50. Бывшем особняке прусского посла, а затем рейхсканцлера Отто фон Бисмарка.
Сказать, что здешний интерьер - отвал башки, значит ничего не сказать. Дворец с потолками под 5 метров в лепнине, доведенный до ручки в советский период, эклектично, но заботливо обустроен людьми с психоделическими мозгами.
Атмосфера таинственно-тревожная. Словно Питер стерло атомной бомбой и немногие выжившие спрятались в этом подернутом тленом особняке.
Все жители погибли или спрятались по норам, а никому уже не нужная подсветка фасадов каким-то чудом работает - такое впечатление Английская набережная производит на меня в осенне-зимнее время, когда пустынно, темно и свищет злой ветер. А за большими старыми окнами плещется инфернальная Нева.
Кстати, первые дни экспедиции мы намеренно будем останавливаться в общих комнатах хостелов с двухъярусными "армейскими" кроватями. Как вы понимаете, это сильно помогает сплочению команды.
Завершился вечер прекрасным ужином в ресторане "Graf-In" на Конногвардейском бульваре. Но про рестораны и вино я писать намеренно не буду. Гораздо лучше меня это делает наш прекрасный сомелье Юля Семенова
yuliasemenova. Советую зафрендить. Ежедневно мы посещаем от 3 до 5 заведений любых жанров и каждое получает по заслугам справедливую и непредвзятую оценку всех участников ПитерЭтноЭкспа.
Экспедиция по Питеру только начинается. Завтра будет еще веселее!