Взрыв рейсового автобуса в Волгограде - неприятный повод поговорить о безопасности на транспорте. Реакция начальства всегда одна - "ужесточить досмотр" и "ввести тотальный контроль пассажиров".
Изначально всеобщий досмотр был только на воздушном транспорте, причем досмотр был однократный - при посадке в самолет.
Взорвалась бомба в Домодедово - стали досматривать всех рентгеном и обыскивать дважды, еще и при входе в аэровокзалы. Вам приходится приезжать в аэропорт еще на полчаса раньше именно благодаря этому гениальному решению.
Но вот беда - люди скапливаются в больших количествах не только в аэропорту. Взорвался поезд Москва-Петербург. Стали досматривать пассажиров Сапсанов (но не остальных поездов). На снимке - обусловленная этим давка, которая образуется каждый раз. "Зато Сапсан стал более безопасным" - подумаете вы. А я вам расскажу, что как-то
вез в Москву велосипед в чехле. Поскольку он большой, в сканирующий аппарат не поместился. Заглянуть в чехол охранникам было уже лень. Уверен, что таких историй - тьма. А еще есть прикольные пареньки - они пачками
ездят на крыше Сапсанов и снимают видео.
Далее, ОАО "РЖД" ввело досмотр при входе в здания столичных вокзалов (поставили рамки и охранников). Проект, безусловно, социальный - сотни ковыряющих в носу бездельников получили униформу и рабочие места.
Настоящее озарение случилось в
Казани - через рамки там проходят все пассажиры метрополитена (на всякий случай). Скажу искренне, я благодарен небесам, что в Питере и Москве этот маразм технически неосуществим из-за кратно большего количества входящих.
Итак, через рамки прогоняют пассажиров, а также посетителей музеев и торговых комплексов, концертов и митингов.
Почему же, если все больше объектов охвачено рамками, рентгенами и охранниками, вероятность теракта не уменьшается?
Дело в том, что власти пытаются создавать бесконечные "островки безопасности". Ведь на криминогенную и террористическую обстановку в целом они существенно повлиять не могут. По сути гражданам говорят: у нас хватает сил поддерживать минимальный правопорядок только на вокзале и в скоростном поезде. Ну, еще на митингах. А за их пределами - пеняйте на себя.
Поскольку целью системы является имитация борьбы за безопасность, результатом становится лишь иллюзия безопасности в виде назойливого досмотра.
Теория размахивания кулаками после драки подсказывает, что в Волгограде теперь будет предложено установить рамки-металлоискатели в городских автобусах. А заодно ввести именные билеты на них (ведь ввели же на междугородних). "Меры приняты, Владим Владимыч".
А правильная постановка задачи - попытаться сделать безопасным весь город. Это намного сложнее, чем закупить металлодетекторы. Зато при таком подходе все вокзалы и автобусы, как часть этого города, становятся безопасными автоматически.