В минувшее воскресенье интернет-издание
The Village и общественное движение «
Велосипедизация Санкт-Петербурга» во второй раз провели фестиваль «За велогород». Мне выпало вести экспертную дискуссию о путях развития велодвижения в Питере. Представляю вашему вниманию краткие итоги.
Александр Минаков, журналист, урбанист, автор телепроекта «Урбанистика», модератор дискуссии
Я провел сравнение темпов изменений городской среды в Москве и Петербурге за последние два года. Отчетливо видно, что Москва сильно продвинулась во внедрении принципов города, удобного для жизни, а Петербург, несмотря на изначально более благоприятные условия, начал топтаться на месте. В отличие от Москвы, в Петербурге за последние два года не создаются новые пешеходные зоны, практически не развивается метро и другой рельсовый транспорт (трамвай, надземный экспресс в полосе отвода ж/д, аэроэкспресс), не делается никаких шагов по преобразованию городских парков в привлекательные общественные пространства, не принимается мер по упорядочиванию хаотической парковки автотранспорта в центральных районах (платная парковка), не реализуется концепция развития велодвижения, отсутствует общегородская система автоматического велопроката. Причем по большинству параметров отставание Петербурга - это не следствие худшей бюджетной обеспеченности, а результат неправильных приоритетов городского правительства. Именно фактор политической воли был признан решающим, поскольку уровень запросов общества и компетенции экспертов в двух столицах примерно одинаков.
Ольга Мнишко, координатор общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга»
Ольга Мнишко рассказала об общественном движении «Велосипедизация Санкт-Петербурга». По ее словам, все началось с фотографирования питерских велосипедистов и публикации на сайте их портретов. Затем последовали выпуск просветительской литературы, велопарады, велопрогулки - признанное средство борьбы велосипедистов всего мира за свои права. Велосипед - это не спорт, которому место в парках, а транспортное средство, часть городского трафика, которое имеет право на уважение со стороны других участников движения и внимание городских властей.
Илья Гуревич, почетный председатель клуба «ВелоПитер»
Илья Гуревич напомнил историю развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге. Во времена В.Матвиенко были сделаны первые значимые шаги. Эксперт подчеркнул, что развитие велодвижения в городе не означает дискриминацию других видов транспорта. Напротив, создание сравнительно узких велополос взамен целых полос, отданных под парковку машин, способно улучшить ситуацию на дорогах. У горожан должен быть выбор. Транспортная инфраструктура города должна быть такой, чтобы автомобиль был лишь одним из вариантов передвижения по городу, но не доминирующим. Нет цели пересадить жителей российских городов насильно на велосипед, но нужно создавать такие условия, чтобы люди сами предпочитали наземный транспорт, метро, электрички, стимулировать пешеходные и велосипедные передвижения на короткие расстояния. «Мы - не враги автомобилистов и пешеходов, а союзники» - подчеркнул И.Гуревич.
Вячеслав Семененко, советник губернатора Санкт-Петербурга, экс-председатель Комитета по строительству
На правах «инсайдера», чиновника правительства, Вячеслав Семененко обрисовал основные опасения людей, принимающих решения в городе, подчеркнув, что в основе этих фобий лежат недостаточная информированность либо психологические трудности и боязнь столкнуться с новыми проблемами («Кто будет отвечать, если велосипедист поедет по велодорожке и получит травму»). Нужно доносить полезные аспекты велосипедизации до чиновников. Необходимо больше диалога между властью и обществом, а также просвещение, начиная с юного возраста (вплоть до введения правил езды на велосипеде в школьные уроки ОБЖ).
Олег Паченков, сотрудник Центра независимых социологических исследований, директор Центра прикладных исследований (ЦПИ) Европейского Университета в СПб
Социолог коротко представил альтернативную концепцию развития велодвижения в Санкт-Петербурге, соавтором которой он является. Концепция базируется на принципе малых дел, которые уже в ближайшей перспективе способны дать петербуржцам возможность совершать повседневные велопоездки на короткие расстояния в пределах своего района (в школу, в магазин, поликлинику, парк). В качестве примера изменений исследователь привел нанесение разметки «человек на велосипеде» в местах наиболее интенсивного движения велосипедистов (это мосты через Неву, некоторые набережные, важнейшие городские проспекты). Такая разметка, хотя и не заменяет полноценной велоинфраструктуры, но дает окружающим понять, что велосипедист на данной дороге, или на этом широком тротуаре не является каким-то «нелегалом» и «помехой», но реализует свое право передвигаться наряду с другими участниками движения. Докладчик заострил внимание на том, что велосипед - это не просто транспорт, а инструмент «сшивки» нашего города, который сегодня «разорван» автомагистралями, крупными реками, промзонами.
Михаил Морозов, координатор проекта «Велошкола»
Выступающий коротко охарактеризовал опыт развития велосипедного движения в Москве. Михаил Морозов отметил, что высокие темпы по преобразованию городской среды в духе актуальных достижений урбанистики, взятые Москвой при мэре С.Собянине - есть следствие его желания переизбраться на пост мэра. Именно этим М.Морозов объясняет привлечение в команду мэра прогрессивно мыслящих специалистов, в том числе М.Ликсутова (транспорт), С.Капкова (культура), С.Кузнецова (архитектура), а также А.Митяева, экс-петербуржца, курирующего в Департаменте транспорта города Москвы развитие велодвижения. Через реализацию популярных идей удобного города, действующему мэру удалось создать себе выгодный имидж современного политика, охватить новые группы электората.
Ольга Галкина, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Ольга Галкина рассказала о том, что было сделано за последний год в рамках велосипедизации Санкт-Петербурга: два депутатских запроса Губернатору Санкт-Петербурга о необходимости развития велоинфраструктуры нашего города, о принятии Постановления Правительства в этой сфере. В Законодательном Собрании было проведено совещание, посвященное развитию велодвижения в городе, результатом которого стали следующие инициативы. Первая касается необходимости введении должности Советника Губернатора (или советника председателя профильного комитета), который бы курировал развитие велоинфраструктуры нашего города (эта инициатива, к сожалению, пока не поддержана Губернатором). Другая инициатива - передача функции создания велоинфраструктуры от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры в Комитет по транспорту, который как раз планирует и обеспечивает передвижение людей по городу. (Здесь уместно сказать, что в Москве департамент транспорта и транспортной инфраструктуры - единый, что разумно, поскольку позволяет избежать аппаратной конкуренции). Также, по окончанию весенний сессии парламента была проведена велопрогулка, на которую были приглашены губернатор и вице-губернаторы Петербурга, руководители профильных комитетов, депутаты ЗАКСа. Целью этого мероприятия было показать на практике представителям власти проблемы, с которыми сталкиваются петербуржцы, используя велосипед в качестве транспортного средства. Планируется сделать мероприятие традиционным, несмотря на то, что в этом году его поддержали только представители законодательной власти города.
Резюме
Петербургу необходимо больше смелости в создании городской системы велосипедного движения. Пора переходить от велоконцепций к практическим шагам. Вместо идущих уже около 10 лет экспериментов следует начать системную работу по построению велоинфраструктуры как части новой сбалансированной транспортной системы города, не ориентированной на приоритет личного автомобиля. Только так Петербург сможет повысить качество городской среды, сделать более привлекательным исторический центр и продолжать называть себя второй столицей и европейским городом.
Итоги круглого стола организаторы направят в Правительство Санкт-Петербурга.