ДОГОВОР КИТАЙ РОССИЯ
Договор об экологическом взаимодействии между КНР и РФ
Москва, Кремль
Российская Федерация и Китайская Народная Республика, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,
опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая,
считая, что совместные российско-китайские декларации и заявления, подписанные и принятые главами двух государств в период с 1992 года по 2007 год, имеют важное значение для развития двусторонних отношений,
убежденные в том, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире,
подтверждая свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным договорам, участницами которых они являются,
желая способствовать утверждению нового справедливого и рационального международного порядка, основанного на строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права,
стремясь поднять отношения между ними на качественно новый уровень,
преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе наладить проведение постоянного экологического мониторинга воды
- в реке Амур
- в реке Сунгари
Статья 2
Договаривающиеся Стороны в равных долях берут на себя финансирование мероприятий по мониторингу окружающей среды и мер, принимаемых по ликвидации вредных выбросов.
Статья 3
Российская Сторона в полном объеме предоставляет Китайской Стороне результаты анализов водной среды, полученных в Хабаровской лаборатории (Россия)
Статья 4
Договаривающиеся Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга обо всех происшествиях и выбросах вредных веществ, случившихся на их территории, а также предоставлять полную информацию о характере происшествия, параметрах веществ, количественных и иных показателях выброса.
Статья 5
Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать любое содействие курсирующему по реке Амур судну-лаборатории, не создавать препятствий законодательного (…) характера для сбора необходимых проб и анализов.
Статья 6
Договаривающиеся Стороны создают совместную российско-китайскую рабочую группы по мониторингу качества вод трансграничных водных объектов и их охране, в целях организации постоянного обмена информацией о состоянии водных объектов, принадлежащих бассейнам трансграничных рек и озер.
Статья
Договаривающие Стороны обязуются обеспечить очистными сооружениями
Статья 7
Договаривающиеся Стороны придают важное значение развитию контактов и сотрудничества между федеральными (центральными) органами законодательной и исполнительной властей обоих государств.
Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют развитию контактов и сотрудничества между органами судебной власти обоих государств.
Статья
Статья 8
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства.
Статья 9
В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны активно содействуют заключению договоров в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.
Статья 10
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Пекине.
Статья 11
Настоящий Договор действует в течение двадцати лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в Москве 16 июля 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
________________________________
Договор о между КНР и РФ (16/07/2001)
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
27 апреля 2007 года
Москва, Кремль
Российская Федерация и Китайская Народная Республика, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,
опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая,
считая, что совместные российско-китайские декларации и заявления, подписанные и принятые главами двух государств в период с 1992 года по 2007 год, имеют важное значение для развития двусторонних отношений,
убежденные в том, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире,
подтверждая свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным договорам, участницами которых они являются,
желая способствовать утверждению нового справедливого и рационального международного порядка, основанного на строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права,
стремясь поднять отношения между ними на качественно новый уровень,
преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Статья 2
Договаривающиеся Стороны в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами в соответствии с положениями Устава ООН, другими общепризнанными принципами и нормами международного права.
Договаривающиеся Стороны подтверждают обязательства не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты.
Статья 3
Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами.
Статья 4
Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики.
Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 5
Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.
Статья 6
Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними.
Договаривающиеся Стороны в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.
Статья 7
Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений. Договаривающиеся Стороны расширяют и углубляют меры доверия в военной области с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности.
Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооруженных сил.
Военное и военно-техническое сотрудничество между Договаривающимися Сторонами, осуществляемое на основе соответствующих соглашений, не направлено против третьих государств.
Статья 8
Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
Статья 9
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.
Статья 10
Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, важным и актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Статья 11
Договаривающиеся Стороны выступают за строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, против любых действий, направленных на оказание силового давления или на вмешательство под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств, намерены прилагать активные усилия для укрепления международного мира, стабильности, развития и сотрудничества.
Договаривающиеся Стороны выступают против действий, которые могли бы создать угрозу международной стабильности, безопасности и миру, взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании.
Статья 12
Договаривающиеся Стороны прилагают совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности, а также всемерно способствуют неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности.
Договаривающиеся Стороны активно содействуют процессу ядерного и химического разоружения, способствуют укреплению режима запрещения биологического оружия, осуществляют меры по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ними технологий.
Статья 13
Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в Организации Объединенных Наций, ее Совете Безопасности и специализированных учреждениях ООН. Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Статья 14
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества.
Статья 15
Договаривающиеся Стороны регулируют отношения в области долговых прав и долговых обязательств на основе соответствующих двусторонних межправительственных соглашений и других документов, признают законные права и интересы друг друга в отношении активов и иного имущества одной Договаривающейся Стороны, находящихся на территории другой Договаривающейся Стороны.
Статья 16
Договаривающиеся Стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия.
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права.
Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав, в соответствии со своим национальным законодательством и международными договорами, участницами которых они являются.
Статья 17
Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона.
Статья 18
Договаривающиеся Стороны сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них.
Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и правилами, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу необходимую правовую помощь по гражданским и уголовным делам.
Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны.
Статья 20
Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, оружия и другой преступной деятельностью. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в борьбе с нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свои территории.
Статья 21
Договаривающиеся Стороны придают важное значение развитию контактов и сотрудничества между федеральными (центральными) органами законодательной и исполнительной властей обоих государств.
Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют развитию контактов и сотрудничества между органами судебной власти обоих государств.
Статья 22
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого-либо третьего государства.
Статья 23
В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны активно содействуют заключению договоров в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.
Статья 24
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Пекине.
Статья 25
Настоящий Договор действует в течение двадцати лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в Москве 16 июля 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
_______________________________________
Ло И, заместитель директора научно-технического департамента Китая: «Мы приняли жесткие меры и наказали виновников загрязнения рек Сунгари и Амура. До 2010 года на 10 процентов должно сократится количество вредных выбросов в Амур».
Стороны шли к этому соглашению полтора года, передает НТВ. Переговоры начались после аварии на химическом заводе в китайском городе Цзилинь в ноябре 2005 года. Тогда в пограничную реку попало более 300 тонн токсичных веществ. Российские экологи узнали о катастрофе с опозданием на 2 недели.
На совете в Харбине российская делегация предложила, чтобы одним из проектов по спасению Амура стал регулярный мониторинг реки Сунгари по расширенным показателям. Виктор Бардюк пояснил, что это "позволит обеспечить информационную прозрачность реки Сунгари и отслеживать эффективность предпринимаемых китайской стороной мер по оздоровлению экологической ситуации".
У нас борьба за чистоту окружающей среды идет в основном административными методами. Нет даже методики подсчета наносимого природе ущерба. Американцы это сделали давно, в результате стали отказываться от разработки перспективных проектов добычи золота. Потому что слишком дорого. Мы пока рассуждаем так - если платить в полном объеме за наносимый вред природе, то продукция может стать неконкурентоспособной. Да, вред со стороны Китая несоизмеримо больше. По моим подсчетам, с российской стороны выброс неочищенных стоков составляет порядка 650 миллионов кубометров, а с китайской - до 16 миллиардов кубометров в год. Но кивать только в одну сторону нельзя, в Китае хоть ситуация оправдана многократным ростом экономики. На нашем берегу бесхозяйственности не меньше. Только половина объема загрязняющих стоков подвержена очистке. Как оценивать нанесенный ущерб, если экологический стандарт по воде в России не принят? Сегодняшний стандарт почти в 10 раз ниже мирового.
В рамках российско-китайского соглашения будут организованы совместные выезды специалистов КНР и России для отбора контрольных проб воды и обмена результатами анализов.
До конца 2007 года планируется разработать проект подробного описания характеристик трансграничных рек и озер. Утверждение программы - один из этапов реализации договоренности, достигнутой в мае 2006 года в Пекине, где был подписан план совместного российско-китайского мониторинга качества воды трансграничных объектов.
Подписана Программа мероприятий по осуществлению совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в 2007 г. (р.Амур, р.Аргунь, р.Уссури, р.Раздольная, оз.Ханка)
Свои подписи на документе поставили заместитель руководителя Росводресурсов Евгений Хиленко и заместитель директора департамента по науке и технике Государственной главной администрации по охране окружающей среды КНР Ло И.
Программа подписана по итогам состоявшегося 12-13 апреля 2-го заседания Совместной российско-китайской координационной комиссии. Данная Комиссия была создана в целях реализации Меморандума о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов России и Государственной главной администрацией по охране окружающей среды КНР по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов, подписанного в Пекине 21 февраля 2006 г.
В состав российской делегации также вошли представители Амурского БВУ Росводресурсов, территориального подразделения Росгидромета, Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Администрации Читинской области, Института водных и экологических проблем ДВО РАН.
Согласно программе, совместный мониторинг будет проводиться в два этапа - в июне и в августе. Будут организованы совместные выезды специалистов КНР и России для отбора контрольных проб воды и обмена результатами анализов.
До конца 2007г. планируется разработать проект унифицированного паспорта (подробного описания характеристик) створа наблюдений.
Утверждение программы - один из этапов реализации договоренности, достигнутой в мае 2006 г. в Пекине, где был подписан План совместного российско-китайского мониторинга качества воды трансграничных объектов.
26-27 апреля в Москве состоится заседание российско-китайской рабочей группы по мониторингу качества вод трансграничных водных объектов и их охране. Предполагается организация постоянного обмена информацией о состоянии водных объектов, принадлежащих бассейнам трансграничных рек и озер. Это позволит своевременно выявлять и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на качество вод трансграничных водных объектов, разрабатывать и реализовывать мероприятия по предотвращению вредных последствий этих процессов.
Источник: Пресс-служба МПР России
Подписана Программа мероприятий по осуществлению совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов в 2007 г. (р.Амур, р.Аргунь, р.Уссури, р.Раздольная, оз.Ханка). Свои подписи на документе поставили заместитель руководителя Росводресурсов Евгений Хиленко и заместитель директора департамента по науке и технике Государственной главной администрации по охране окружающей среды КНР Ло И.
_______________________________
1. наладить проведение постоянного экологического мониторинга воды не только в Амуре, но и в китайской реке Сунгари, 90 процентов стоков которой попадает в Нижний Амур
курсировать научная лаборатория - специальное судно, оснащенное современным оборудованием, позволяющим вести постоянный расширенный мониторинг состояния воды Амура.
В Хабаровске создан краевой центр экологического мониторинга. Как сообщил его начальник Александр Маркевич, приборы и анализаторы позволят не только "увидеть" источники загрязнения воды сквозь ее толщу, но и сразу же сделать анализы по 36 показателям.
Финансирование взложить
Ло И, заместитель директора научно-технического департамента Китая: «Мы приняли жесткие меры и наказали виновников загрязнения рек Сунгари и Амура. До 2010 года на 10 процентов должно сократится количество вредных выбросов в Амур».
ХАБАРОВСК, 13 апр - РИА Новости, Лариса Докучаева. В Хабаровске подписана программа совместного российско-китайского мониторинга трансграничных вод на 2007 год, сообщил в пятницу журналистам заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Евгений Хиленко.
"Федеральное агентство водных ресурсов на совместный мониторинг выделяет 13,5 миллионов рублей... Мы начинаем совместную работу, чтобы заложить единые стандарты для оценки ситуации в приграничных реках, пока нормы предельно-допустимых концентраций вредных веществ у Китая и России разные", - сказал Хиленко.
Он отметил, что мониторинг пройдет в два этапа: в июне и в августе. Запланированы совместные выезды специалистов КНР и Росгидромета, отбор контрольных проб воды и обмен результатами. С этого года начинается описание основных характеристик створов, чтобы в следующем году в этих местах осуществлять забор проб.
Замглавы агентства отметил, что подписание программы совместного мониторинга на 2007 год - это перевод в практическую плоскость договоренности, достигнутой в мае 2006 года в Пекине, когда был подписан план совместного российско-китайского мониторинга качества воды трансграничных объектов.
REGNUM
Под "Бронзовым солдатом" похоронены или пьяные, или мародеры: премьер Эстонии
"Войну в Афганистане американцы уже проиграли"
Системы ПРО России и США направлены друг против друга
Совместный мониторинг с Китаем начался с 2002 года и велся на местном уровне по договоренности между Хабаровским краем и провинцией Хейлунцзян, сообщил руководитель управления Дальневосточного Росгидромета Александр Гаврилов.
В настоящий момент заказчиком работ и договаривающимися сторонами стали государственные власти России и КНР. Финансирование будет идти из госбюджета. До этого мониторинг оплачивал бюджет Хабаровского края.
Гаврилов сообщил, что в это году расширена территория экологических исследований.
"Мы попытались охватить все течение реки Амур, включая притоки, но этого не достаточно для полной картины", - сказал он.
По его словам, кроме совместного мониторинга будет вестись мониторинг притоков на российской стороне. По заданию Росгидромета ученые обследуют реки Большой Невер, Зея, Бурея в Амурской области. Всего в 2007 году в рамках всех программам планируется отобрать 900 проб на 50 разных створах не только Амура, но и других рек. Исследование будет вестись по 40 показателям. Основная задача - выявить источники загрязнения.
Гаврилов отметил, что между Россией и Китаем нет соглашения о возмещении экологического ущерба и привлечении к ответственности той или иной стороны. 30 марта в Пекине прошло совещание России и Китая по обсуждению проекта межправительственного соглашения, где есть пункт о возмещении ущерба. Но этот вопрос пока только обсуждается.
На подписании плана мониторинга в Хабаровске китайскую делегацию возглавил заместитель директора департамента по науке и технике Государственной главной администрации по охране окружающей среды КНР (ГАООС КНР) Ло И, российскую - замруководителя Федерального агентства водных ресурсов Евгений Хиленко.