Близкие враги.

May 17, 2021 22:28

«В буддийской традиции существует особое учение, которое может помочь нам понять, как создание барьеров между явлениями и разделённость, действующие внутри нас, повторяются в духовной жизни. Это учение называется учением о «близких врагах».
«Близкие враги» - это те качества, которые возникают в уме и маскируются под истинное духовное постижение, тогда как на самом деле являют собой лишь имитацию и служат тому, чтобы отделить нас от истинного чувства, а не связать нас с ним.
Пример «близких врагов» можно видеть в отношении к четырём божественным состояниям, описанным Буддой; эти состояния - любящая доброта, сострадание, симпатизирующая радость и невозмутимость. Каждое из этих качеств - это признак пробуждённости и раскрытия сердца; однако у каждого из них есть «близкий враг», который подражает истинному состоянию, но на самом деле возникает вследствие разделения и страха, а не вследствие подлинной искренней связи.

«Близкий враг» любящей доброты - привязанность. Все мы замечали, как в наши любовные взаимоотношения может вползти привязанность. Истинная любовь - это выражение открытости: «Я люблю вас такими, каковы вы есть, без каких-либо ожиданий и требовании». Привязанность сообщает этому чувству оттенок отдельности: «Поскольку вы отдельны от меня, вы нужны мне». Сначала привязанность может чувствоваться похожей на любовь, но, возрастая, она всё более явственно становится похожей на свою противоположность, характеризующуюся упорством, подчинением и страхом.

«Близкий враг» сострадания - жалость; и она также приносит нам разделение. Жалость чувствует огорчение из-за «того бедняги», как если бы он как-то отличался от нас, тогда как истинное сострадание, как мы это объяснили ранее, представляет собой резонанс нашего сердца на чужое страдание: «Да, я тоже принимаю участие в печалях жизни вместе с вами».

«Близкий враг» симпатизирующей радости (т. е. радости чужому счастью) - сравнение, которое присматривается к тому, имеем ли мы больше, чем кто-то другой, столько же или, меньше. Вместо того, чтобы радоваться вместе с ними, мы слышим тихий голос и он спрашивает нас: «А моё так же хорошо, как его?», «Когда же придёт моя очередь?» - опять создавая разделение.

«Близкий враг» невозмутимости - безразличие, истинная невозмутимость есть равновесие внутри переживания, тогда как безразличие есть уход, отсутствие заботы, основанное на страхе. Это бегство от жизни. Таким образом с невозмутимостью сердце открыто для соприкосновения со всеми вещами, с периодами радости и печали. Голос безразличия уводит нас прочь, говоря: «Кому какое дело! Я не позволю этому факту влиять на меня».

Каждый из этих «близких врагов» способен маскироваться под некое духовное качество, когда мы называем своё безразличие духовным, или когда мы реагируем на боль с жалостью, мы только оправдываем себя, свою отдельность, и делаем из «духовности» защиту.
Это подкрепляется и нашей культурой, которая зачастую учит нас, что мы можем стать сильными и независимыми, отказываясь от своих чувств, создать для себя безопасность, пользуясь силой ума и идеалами.
Если мы не узнаем этих «близких врагов» и не поймём их, они омертвят нашу духовную практику. Создаваемое ими разделение не в состоянии надолго защитить нас от боли и непредсказуемости жизни; но оно наверняка заглушит радость и открытую связанность истинных взаимоотношений.»

Корнфилд. Путь с сердцем.
Previous post Next post
Up