Имидж алкоголя: два мира - две системы

Jul 29, 2022 18:14





Два мира -- две системы.

Была ли в СССР реклама алкоголя? В каком-то смысле -  была: например,  в соцсетях часто публикуют хорошо известный, набивший оскомину, «Каталог ликёро-водочных изделий 1957 года» с более чем 100 наименованиями качественных алкогольных напитков. Часто его используют в качестве «доказательства» того, что хороший алкоголь был вполне доступным для советских граждан, в том числе и в форме таких экзотические напитков как "Cоветский виски" или «Cоветский джин».



Ещё свои каталоги выпускали различные винодельческие хозяйства, например, «Массандра», но и в этом случае такая реклама носила в основном ознакомительный характер: качественные вина были малодоступными, особенно, во времена горбачёвского «сухого закона». Реклама  алкоголя в смысле  «платного однонаправленного и неличного обращения, осуществляемого через средства массовой информации и другие виды связи» присутствовала в   каталогах «Внешпосылторга» и магазинoв  сети «Берёзка» («Каштан» на Украине), но эта рeклама была направлена исключительно на иностранцев и небожителей СССР  -   владельцев чеков «Внешпосылторга».

Что же касается массового потребителя, то он в рекламе не нуждался: в СССР пили много (почему -  это отдельный разговор) и алкоголь советскому человеку был нужен, в основном,  чтобы «напиться и забыться». Что же касается государства, то с  одной стороны государству нужны были деньги, вырученные от продажи алкоголя, с другой -  было видно, что народ откровенно спивается, поэтому более необходимой была, как бы сейчас сказали, «социальная реклама»,  направленная на борьбу с «зелёным змием».

Совершенно другой имидж у алкоголя был на Западе. Его как раз там рекламировали, навязывали потребителю, используя при этом  всевозможные психологические трюки. Например, вырабатывали у  потенциального потребителя-мужчины ассоциацию алкоголя с престижем, высоким социальным статусом, популярностью у женщин и прочими приятными вещами. Давайте теперь посмотрим как в 1960-80-е годы по обе стороны «железного занавеса»  работали реклама и антиреклама алкоголя.



















И вот результат:  в фильме «Возвращение резидента» с одной стороны  идёт (бесплатная!) реклама -  product placement водки Smirnoff (фильм был снят для советского зрителя, у которого не было доступа к этой водке), а с другой -- герои фильма обсуждают «борьбу с зелёным змием» в СССР, признавая, что «змий» победил и победил с крупным счётом:

image Click to view



Не злоупотребляйте алкоголем. Пить нужно,  как сказал герой другого известного советского фильма,   «по поводу», под хорошую закуску  и исключительно в хорошей компании:



На здоровье! 

СССР, 1960-е, 1980-е, алкоголь, США, винтажная реклама, 1970-е

Previous post Next post
Up